Ссылки

Новость часа

"Лукашенко до следующего срока уже вряд ли удержится". Что произойдет в Беларуси после победы на выборах действующего президента


Президент Беларуси Александр Лукашенко катается на коньках после финального гала-представления на Чемпионате Европы по фигурному катанию, Минск, Беларусь, 27 января 2019 года
Президент Беларуси Александр Лукашенко катается на коньках после финального гала-представления на Чемпионате Европы по фигурному катанию, Минск, Беларусь, 27 января 2019 года

Тысячи людей собрались 6 августа в Киевском сквере в Минске на встречу с кандидатом в президенты Светланой Тихановской и ее соратницами Марией Колесниковой и Вероникой Цепкало. Им не дали провести запланированный в этот день агитационный митинг в парке Дружбы народов: власти заняли все площадки в городе, выделенные для агитации, различными мероприятиями.

Тогда Тихановская с соратницами решили прийти "как граждане Беларуси" на "День открытых дверей учреждений дополнительного образования", который проходил в Киевском сквере. Но задолго до их появления в сквере собрались тысячи минчан: они ждали Тихановскую. В это время два звукооператора официального мероприятия неожиданно включили песню Цоя "Перемен". Они были задержаны и на следующий день получили по 10 суток ареста.

Стихийные акции протеста и солидарности в Беларуси проходят с самого начала избирательной кампании, когда до участия в выборах не допустили самых сильных оппонентов Лукашенко – Виктора Бабарико и Валерия Цепкало. Несмотря на уже тысячи задержанных граждан и сотни привлеченных к ответственности, белорусы продолжают выходить на митинги и протестовать всеми доступными, но законными способами.

Мало кто сомневается в победе действующего президента – ​по всей стране во время досрочного голосования наблюдатели фиксируют массовые нарушения избирательного законодательства. Но и эксперты, и сами белорусы в один голос говорят, что "как раньше уже не будет" и перемены в стране необратимы.

Журналист и политический обозреватель Франак Вячорка в эфире Настоящего Времени рассказал почему.

Франак Вячорка – о том, что произойдет в Беларуси после победы на выборах Лукашенко
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:09:18 0:00

— На прошлой неделе на митинг Тихановской в Минске собралось 60 тысяч человек как минимум. Почему власти делают все, чтобы не допустить ее акции? Они боятся, что придет еще больше народу? Лукашенко боится Тихановскую?

— На прошлой неделе у Тихановской был триумф не только в Минске, но и по всем регионам Беларуси: Брест, Гродно, Гомель – собрали по 5-20 тысяч человек, чего никогда не было в истории белорусских избирательных кампаний. Лукашенко испугался, и он понимает, что если на этой волне продолжится кампания Тихановской, то к 9 августу она дорастет до такой степени, что он уже не сможет ее сдерживать. Поэтому на прошлой неделе мяч был на стороне Тихановской. На этой неделе Лукашенко пробует перехватить инициативу и не дать возможности Тихановской мобилизовать своих людей.

— Вы считаете, что это на самом деле имеет какое-то значение? Насколько важны эти последние митинги для кандидата? Ведь, возможно, избиратель уже сделал свой выбор, и неважно, что акцию запретили.

— Разговор же не про выборы. Вообще не имеет значения, как кто голосует, потому что выборы происходят максимально стерильно, независимых наблюдателей выгоняют с участков, многих арестовывают. Никаких возможностей независимого наблюдения и подсчета голосов нет. Поэтому все решает легитимность улиц. Когда у Тихановской будет 100-200 тысяч человек на улице – это значит, что у нее максимальное большинство в Беларуси. Лукашенко это понимает, и он с ужасом думает про вечер 9 и 10 августа. Когда там соберется 100 тысяч человек, то и армия, и спецназ ему мало помогут.

— Сейчас улица на стороне Тихановской?

— Она была на стороне Тихановской до 30 июля, когда происходил последний митинг на [площади] Бангалор, но на этой неделе Лукашенко решил полностью нейтрализовать и сорвать эту кампанию, чтобы не было этого победного аккорда. И видно, что кандидаты соревнуются в креативе. Тихановская пробовала притянуть на свою сторону всех белорусских рокеров, звезд, музыкантов, а Лукашенко назначил два концерта – на сегодня и на послезавтра, – куда пригласил Леонида Агутина, рэпера из США Tyga и многих других украинских, российских и западных звезд.

— Но если говорить об улице, мы же можем сказать, что это не только физическое осязаемое явление, это же еще некая ментальная улица. Она на чьей стороне сейчас?

— Трудно сказать, на чьей стороне, потому что мы мало видим этой улицы. То, что сегодня происходит, – это, скорее всего, не демонстрация силы и потенциала Тихановской, это, скорее всего, контратака. Лукашенко сорвал все акции и организовал митинги в свою поддержку, а Тихановская исподтишка говорит: "Ну хорошо, мы тогда присоединимся". Пока это все – игра по-мелкому. Игра по-крупному начнется именно в день выборов и после. Какого масштаба будут тогда протесты – это и решит судьбу и Лукашенко, и Беларуси, и того, кто будет управлять страной следующие годы.

— То есть развитие событий будет определено не самими выборами, а тем, что будет происходить после?

— Несомненно, потому что все решает легитимность. Когда люди увидят, что Лукашенко не имеет большинства, не имеет легитимности – тогда возможен раскол элит, возможен переход силовиков, милиционеров, военных на сторону людей. Но этого не произойдет, пока не будет критического количества людей именно на улицах.

— Вся эта история развивается на фоне другой громкой истории – задержания 33 россиян. По вашим словам, главной задачей властей Беларуси было создание атмосферы страха в обществе, стремление милитаризировать эти выборы. Удалось это Лукашенко и его команде, или избиратель оказался нечувствительным к этой истории?

— У Лукашенко две линии. Одна линия – это нагнать страх, чтобы все боялись выходить, поэтому постоянно сливают в телеграм, что русские военные уже в Минске, что готовятся теракты, БТР, танки проезжают по улицам белорусских городов – это чтобы люди не выходили на улицу.

Вторая линия – это расколоть оппозицию. Одним он говорит, что за Тихановской стоят русские, другим, особенно прорусским силам, говорит, что за этим стоят поляки и американцы. Вчера и сегодня он дал интервью, говорит, что "вообще мы не знаем, кто собирается делать революцию: Запад, Россия или вообще Украина".

Поэтому это задержание "вагнеровцев" для меня пока что выглядит как элемент политического розыгрыша Лукашенко. Реальным тестом будет, если Лукашенко решит выдать этих "вагнеровцев" Украине и не выпустит ли он часом этих "вагнеровцев" после выборов. Если он их выпустит – значит, это с самого начала готовилось специально, чтобы нагнать страху и дезорганизовать оппозицию, уничтожить ее репутацию в первую очередь на Западе.

— Вы верите его угрозам передать "вагнеровцев" Украине?

— Лично я не верю. Лукашенко понимает, что если он это сделает – это прямая конфронтация с Россией. Скорее всего, он сейчас будет типа продавать "вагнеровцев" Путину, и он типа на что-то договорится, и типа Путин скажет: "Да, я обязательно помашу пальчиком, и мы больше не будем отправлять "вагнеровцев" дестабилизировать ситуацию в Беларуси". Скорее всего, таким образом он решит проблему.

Променять он это может и на какие-то договора, преференции. Или может просто так сделать жест доброй воли братьям-россиянам. Но на самом деле эта антироссийская риторика у Лукашенко очень хитрая. Он ее включает только тогда, когда ему надо разыграть или правильный нарратив забросить в Вашингтон, Брюссель или в Варшаву.

— На ваш взгляд, Лукашенко контролирует ситуацию в стране, или эта история с задержаниями бойцов, со срывами пикетов оппозиции – это уже только попытки удержать контроль, а на самом деле Лукашенко очень уязвим?

— Лукашенко не имеет большинства, он не имеет, я думаю, и 30% поддержки, но он контролирует элиты, он контролирует вертикаль власти, он контролирует силовиков. Внутренние войска, милиция, специальные органы – КГБ и спецгруппа "Альфа" – они под полным контролем Лукашенко. Также Лукашенко контролирует вертикаль властей. Если бы вертикаль была неконсолидированная, мы бы уже слышали и видели переходы чиновников, каких-то министров или заместителей министров на сторону людей. Пока что никаких переходов людей из лукашенковской системы на сторону оппозиции нет.

— Люди в Хабаровске, которые выступают против ареста экс-губернатора Сергея Фургала, говорили, что готовы идти до конца в своих действиях, в том числе готовы к административным арестам, к репрессиям, преследованиям. А что в Беларуси? Готовы ли граждане рисковать своей свободой?

— Практически все возможные лидеры протеста – те, кто может держать в руках мегафон или организовывать площадь, Майдан, как говорит Лукашенко, после выборов, – они уже все сидят. Больше 1300 человек были задержаны 5 мая, больше 200 человек находятся за решеткой, 25 человек признаны политическими заключенными, в том числе блогеры, в том числе администраторы телеграм-чатов, в том числе бывшие кандидаты в президенты.

Понятно, что люди, когда они выходят даже на перфоманс, они знают, что они могут сесть. И многие берут с собой теплые вещи, маечки, белье, туалетную бумагу – все, что им может понадобиться в аресте. Белорусы готовы.

— На ваш взгляд, какой будет наиболее вероятная ситуация после выборов, если победит Лукашенко? Протест может выдохнуться или приобрести какие-то новые формы?

— Может быть. В 2006 году оппозиция вышла на площадь, и четыре-пять дней ее никто не трогал. На четвертый или пятый день протест начал выдыхаться, и всех разогнали. Поэтому сказать точно, что Лукашенко готовит брутальную зачистку – всех побьют, порежут, подавят, – слишком рано.

Уже в телеграме появился план этой акции. Она начинается около избирательных участков, потом люди собираются праздновать победу в центре города. Как там будет – неизвестно. Если будет больше количество людей, то, скорее всего, они будут ожидать. Когда будет количество недостаточно большое, они попробуют рассечь колонну, нейтрализовать, посадить всех возможных зачинщиков и не дать людям возможность выйти на следующий день.

Но мне почему-то кажется, что протест растянется, 9-10 августа Беларусь не проснется с новой властью без Лукашенко. Протест может продолжаться месяц, два, три, может, и больше. Но понятно, что Лукашенко до следующего срока уже вряд ли удержится.

XS
SM
MD
LG