Ссылки

Новость часа

"Беларусь проснулась – этот процесс необратим". Отстраненная от эфира ведущая госканала – о протестах в стране


Катерина Пытлева – белорусская теле- и радиоведущая. Среди прочего она работала и на государственном канале "Беларусь 1" в развлекательном шоу "День в большом городе" – о любви, моде, быте, культуре. Ее отстранили от эфиров, когда она написала пост в фейсбуке, в котором назвала то, что сейчас происходит в Беларуси, "полным гамоном" (концом).

Мы поговорили с Катериной Плетневой о принятом решении не молчать.

Отстраненная от эфира ведущая госканала – о протестах в стране
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:35 0:00

– После того как этот пост увидел мир, мое начальство сказало мне, что я на время отстранена от эфиров. Я не уволена, но что со мной делать дальше – они еще подумают. А после того как я поняла, что вроде ситуация в стране не меняется, а сидеть отмалчиваться ради работы я не хочу, я хочу писать то, что я считаю правильным, нужным, озвучивать свою гражданскую позицию как относительно известный человек в нашей стране. Мне кажется, что эта позиция важна, поэтому я решила уволиться уже окончательно самостоятельно.

– Вы остались совсем без работы?

– Я не осталась совсем без работы, я всегда была многостаночником, у меня есть еще две работы. Я работаю журналистом и радиоведущей, поэтому какая-то подстраховка, финансовая подушка у меня была. Опять же, есть супруг. Но я из тех самостоятельных женщин, которые обычно на эту помощь не рассчитывают. В смысле хотели бы быть финансово независимыми. Поэтому прежде чем публиковать пост, мы с мужем обсудили, что какое-то время нам придется быть ограниченными в финансах, и мы решили, что мы на это можем пойти, можем себе это позволить.

– Вы давно выказываете протестные настроения, ходите на протестные акции. Почему раньше вас не отстраняли от эфиров, а сейчас отстранили?

– За 23 года, что я работаю в СМИ, – да, я ходила на митинги, но тогда не было соцсетей, поэтому где-то как-то публично высказывать свое мнение не приходилось. Да, я его высказывала среди знакомых, друзей, но до руководства это не доходило. Плюс на митингах меня никогда не задерживали, поэтому, опять же, никаких бумажек на работу не приходило.

Был один момент, когда у нас зашел разговор о политике во время съемок одного проекта на одном из государственных каналов, и после этого меня убрали из кадра лет на пять. Я работала только за кадром – меня оставили на работе, но как неблагонадежного сотрудника с гражданской позицией, отличающейся от позиции руководства, меня не пускали в эфир. Уже такие случаи были, но просто это не было так очевидно.

– Вы перед началом интервью сказали: "Если мужа не посадят, то планируем отпуск". Есть риск?

– Сейчас на самом деле в Беларуси уже такая шутка: на дни после 10-го никто ничего не планирует, потому что тебя могут посадить на сутки за что угодно. Ты можешь гулять где-то, у тебя будет не такая майка, у тебя будет ленточка или еще что-нибудь. Тебя задержат, скажут, что ты что-нибудь выкрикивал, если ты не очень удобен или нужно выполнить какую-то статистику. А учитывая, что без каких-то мирных протестов, скорее всего, не обойдется, никто не знает, чем это закончится для каждого из нас. Поэтому да, сейчас многие в моем окружении шутят так: увидимся после 10-го, если не посадят.

– Лукашенко во время своего обращения к народу упомянул "творцов".

– Он удивлен, видимо, что многие артисты, которые сотрудничали с государством, не были согласны с официальной позицией и сейчас решили о ней заявить. Мне кажется, это удивление, разочарование, может быть, предательство для главы нашего государства в чем-то. Хотя я не вижу тут никакого предательства. Многое изменилось за последние годы. Притеснения были всегда, но многие артисты, наверное, набрались смелости и наконец-то решили заявить об этом публично.

– Как бы вы объяснили иностранцу, который не живет в Беларуси и плохо разбирается в том, что здесь происходит, что сейчас происходит в стране?

– Беларусь проснулась. Раньше жители нашей страны – даже те, кто был против действующего главы государства, – находились в каком-то разочаровании, апатии, что все равно ничего не изменится, ничего не будет. Кто-то пытался что-то делать, но все равно дальше каких-то митингов и разгонов это не заходило. Какого-то серьезного движения, волны не поднималось. На этот раз она поднялась. И к этой волне присоединились те люди, которые были аполитичны. И почему "проснулась" – потому что те, кто не верил, те, кто был уверен, что "а кто, если не он", – они увидели альтернативы. Беларусь открыла глаза, и мне кажется, этот процесс уже необратим.

Мне страшно за жителей Беларуси, против которых, возможно, будут выставлены войска. Мне страшно за тех, кто может пострадать во время этих пикетов, во время мирных протестов. Они если будут, то исключительно мирными, потому что мы такой народ. Я ни от кого не слышала призывов к Майданам, к революциям. Это озвучивает только глава государства. Да, мне страшно за жизни людей и страшно за то, каким образом действующий глава государства будет защищать свою власть. Чем это закончится – неизвестно. Я очень надеюсь, что обойдется без крови.

– Покажите ваш браслетик, расскажите о нем. Это стало символом?

– Да, я присоединилась к движению "Честные люди". Мне очень нравится, что у нас появилась в этом отношении большая активность в стране. Многие, кто раньше вообще не задумывался о выборах, а может быть, даже и не ходил, записываются в наблюдатели, распространяют листовки о том, как голосовать, что нельзя участвовать в досрочном голосовании, что нужно следить за тем, чтобы выборы были прозрачными, за тем, что нужно зарегистрироваться на платформе "Голос", которая проводит альтернативный подсчет голосов. И эта белая ленточка – это символ тех людей, которые за честные выборы. Это здорово. Мне нравится – это как отличительный знак. Ты идешь по улице – ты можешь не носить ту или иную символику. Белая ленточка ни к чему не обязывает, но зато ты видишь, как много людей вокруг, которые поддерживают честные выборы и которые хотят перемен.

По теме

XS
SM
MD
LG