Ссылки

Новость часа

"Много заведений работают, но являются банкротами". Как российский бизнес (не) пережил коронавирус


"Копим долги, сводим концы с концами": как выживает российский ресторанный бизнес
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:26 0:00

"Копим долги, сводим концы с концами": как выживает российский ресторанный бизнес

Несмотря на оптимизм российских властей относительно восстановления темпов роста российской экономики и заявлений, что российский бизнес не сильно пострадал от коронавируса, по некоторым секторам пандемия ударила сильнейшим образом. В первую очередь это сектор услуг в крупных городах: рестораны, кафе и другие предприятия общепита. 77% российских предпринимателей из этого сектора шансы на выживание своего бизнеса в 2021 году оценили как 50/50, а многие владельцы признаются, что хотя формально их заведения открыты, на самом деле они уже являются банкротами.

Чтобы как-то выжить, некоторые бары и рестораны даже нарушали карантинные правила и работали, хотя власти предписывали им закрыться. В Петербурге власти и полиция проводила облавы на такие "потайные" бары: в нескольких заведениях посетителей даже избили.

"Мы работали после 23 часов, у нас здесь было 19 человек на площади 250 квадратов. Были проверки, рейды. Нам сломали дверь, вбежали, побили сотрудников, побили людей, которые здесь были, пинали, были дубинками", – рассказывает Оксана Василенко, управляющая клубом Commod, демонстрируя запись с камер видеонаблюдения. По ее словам, из 19 человек, которые в то время находились в баре, восемь были его сотрудниками. Бар Commod – один из сотни заведений Петербурга, оказавшихся "Карте сопротивления": владельцы и персонал этих ресторанов и баров заявили, что не будут соблюдать требования властей, введенных из-за коронавируса. Логики в ограничениях работы только до 11 вечера рестораторы не видят.

"Дайте нам работать! Потому что до 23:00 работать так же опасно, как и после 23:00, тоже можно заразиться коронавирусом, – настаивает Оксана Василенко. – Мы все боимся заразиться. Но если мы закрываемся в 23:00, для нас это беда: мы ночное заведение. У нас сегодня выплата зарплаты – но у нас нет денег. Скоро нам надо платить аренду – у нас нет денег. А наша полиция, которая должна нас охранять, сломала нам дверь, которая будет стоить тысяч 200".

В Петербурге власти победили заведения общепита: те в итоге так и не смогут работать в самый горячий период – с 30 декабря по 3 января. В Москве насовсем рестораны и бары власти не закрывают. Но 31 декабря им можно будет работать только до 23 часов. Пандемия продолжает подрывать экономику баров даже без полного локдауна, говорит ресторатор Дмитрий Левицкий.

"Декабрь в нашей отрасли – это месяц, который кормит полгода. Конечно, выручки декабря были всегда ожидаемы всеми нами, – замечает ‌Левицкий,‌ ‌совладелец‌ ‌группы‌ ‌компаний‌ ‌Hurma‌ ‌Group‌. – Но в этом году всего этого нет. Сейчас наши обороты упали в три раза просто из-за ограничений и предписания работать только до 23 часов. Учитывая, что перед этим мы не работали несколько месяцев, я думаю, что дай бог, если мы сделали 20% выручки от годового плана".

В московском барном пространстве "Профсоюз" один из баров окончательно закрылся еще декабре. Заведение пережило месяцы локдауна, но не пережило ограничительных мер, введенных властями уже осенью. В последние недели таких закрытых заведений стало еще больше: слово "аренда" в этом году заполонило витрины московских улиц. Причем заведения разорялись и в небольших пешеходных переулках, и, например, на крупных улицах с большим количеством транспорта и прохожих, как, например, на Тверской. В конце пандемийного года рестораторы ждут продолжения или новой волны банкротств и закрытий.

"Сейчас очень много заведений, которые фактически работают, но являются банкротами, ‌– признается Дмитрий‌ ‌Левицкий. – Которые не могут рассчитаться по аренде, не могут рассчитаться с поставщиками, не могут рассчитаться с сотрудниками. По сути, если все эти кредиторы потребуют свои долги, заведение не сможет существовать".

"От отрасли останется не вся отрасль. От 20 до 50% заведений отрасль покинут", – мрачно предсказывает он.

Похожие прогнозы по закрытию и итоговой прибыли за год и в фитнес-индустрии. Евгений Романенко в марте показывал нам свой закрытый клуб. Фитнес-клубы в Москве были закрыты дольше всего. Их владельцы к концу года так и не смогли добиться от властей ответа: почему спортивные залы закрыли на неделю раньше, чем ночные клубы?

"Те, кто активно занимается спортом, на 40% меньше заболевают коронавирусом. Из тех кто заболел, почти половина переносят коронавирус в легкой стадии, ‌– говорит Евгений‌ ‌Романенко,‌ ‌совладелец‌ ‌фитнес-клуба‌ ‌Come‌ ‌on‌ ‌gym. – Но что касается запрета работы фитнес-клубов – здесь нет никакого ответа. Обороты всех фитнес-компаний сильно сократились – практически до 50%. В среднем по рынку – 35-45-50%".

"По нашей сети убыток такой, что перекрывать его нужно будет как минимум следующий год", – подчеркивает Романенко.

Быстрее остальных секторов от пандемии начали оправляться заведения фастфуда. Владелец сети ресторанов русской кухни "Теремок" Михаил Гончаров прогнозирует падение годовой выручки по итогам 2020 года лишь на четверть. Но платить налоги сети 1 декабря все равно оказалось нечем. А государство налоги так и не списало, несмотря на обещания это сделать.

"Да, мы физически эти налоги не заплатили. В сентябре и октябре начали приходить требования, которые не приходили май, июнь и июль. И инкассо с нас сняли, – рассказывает Михаил‌ ‌Гончаров,‌ ‌собственник‌ ‌сети‌ ‌ресторанов‌ ‌"Теремок". – Получилась ситуация очень тяжелая, потому что мы в сентябре и октябре платили налоги уже с высокого оборота, которые текущие. И плюс налоги, которые мы не заплатили май, июнь, июль".

По его словам, оказалось, что обещания Путина по отсрочке налогов касались только малого и среднего бизнеса. "А мы не относимся к малому и среднему бизнесу. Мы писали письма в ФНС, но нам не согласовали эту отсрочку", – жалуется Гончаров.

От эпидемии коронавируса пострадали 83% российских компаний. В каждой пятой выручка упала на 80%, 3% компаний уже закрылись. При этом компании жалуются, что поддержки от государства не было почти никакой. По сути, единственное, чем смогли воспользоваться бизнесы, – это возможность для предприятий из пострадавших отраслей получить льготные кредиты по ставке 2%: государство обещало списать этот кредит компаниям, которые обойдутся без увольнений. Впрочем, по данным уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, половина компаний этот кредит в установленные сроки вернуть вряд ли смогут.

"Сейчас некая апатия наступила у многих. У человека в коме нет настроения. Когда он выйдет из комы – тогда многое будет понятно, он в хорошем настроении или не в очень хорошем, – объясняет ситуацию Дмитрий Левицкий. – А пока мы все находимся на паузе, все ждем. Копим долги, сводим концы с концами и просто на зубах ждем, когда это все закончится".

XS
SM
MD
LG