Ссылки

Новость часа

"В Болгарии в то же время было два взрыва складов боеприпасов". Главред The Insider считает, что агенты ГРУ работали не только в Чехии


"И в Болгарии, и в Чехии посольства РФ были штаб-квартирами спецслужб"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:18 0:00

"И в Болгарии, и в Чехии посольства РФ были штаб-квартирами спецслужб"

Главный редактор российского издания The Insider Роман Доброхотов прокомментировал историю со взрывами военных складов в чешской деревне Врбетице и обвинения, которые в связи с этим были предъявлены чешскими властями двум агентам российского ГРУ – офицерам секретной части 29155 Анатолию Чепиге и Александру Мишкину. Доброхотов считает, что свидетельства о подрыве склада именно российскими агентами были у чешских властей уже в конце 2018 года, но по разным причинам, отчасти политическим, были преданы огласке только сейчас. Также он полагает, что Чепига и Мишкин (или их коллеги) могли быть причастны не только к двум взрывам в Чехии, в результате которых погибли два человека, но и еще к нескольким инцидентам, в том числе аналогичным взрывам в Болгарии.

Агенты ГРУ, по данным чешских властей, находились в стране в период с 11 по 16 октября 2014 года и уехали в день первого взрыва 16 октября. Мужчины въехали в страну по поддельным паспортам на имя Руслана Боширова и Александра Петрова. Эти же паспорта, по данным британских спецслужб, были использованы теми же агентами для въезда в Великобританию и отравления Сергея и Юлии Скрипалей "Новичком" в 2018 году.

Судя по опубликованным фотографиям, незадолго до первого взрыва Мишкин и Чепига запрашивали доступ на склады в Врбетице, прислав в фирму, которая их арендовала, фотокопии фальшивых паспортов на имена Николая Попы (гражданина Молдовы) и Руслана Табарова (гражданина Таджикистана).

— Как вы думаете, как давно чешские спецслужбы знали о том, что произошло в Врбетице и кто организовал эти взрывы?

— Те доказательства, которые мы видим, должны были быть у чехов еще в конце 2018 – начале 2019 года, потому что уже тогда мы опубликовали настоящие имена Мишкина и Чепиги. Были известны также их фальшивые имена – Петров и Боширов, и было известно, что они прилетали в Прагу. То есть, в принципе, проверка должна была состояться уже тогда, и, насколько мне известно, тогда чешские власти действительно заинтересовались этими товарищами.

Соответственно, я думаю, у них должна была быть информация о том, где именно они были в Чехии. Но не исключено, что тогда они просто знали, что "Петров" и "Боширов" прилетали в страну, но не знали, куда именно они ездили внутри страны: они же ездили под фальшивыми паспортами. Возможно, поэтому так долго заняло расследование.

Но тем не менее то, что мы слышим сейчас от чешских журналистов, говорит о том, что в Чехии была и продолжается очень серьезная внутренняя борьба между лояльными к Путину людьми и менее лояльными. Идет противостояние между президентом Земаном с одной стороны и другими силами, включая силовиков, с другой стороны. Поэтому я не исключаю, что могли быть какие-то внутриполитические причины, из-за которых и президент, и силовики были не готовы поднимать этот вопрос.

— Как вы думаете, российские агенты изначально планировали взрывы в Чехии, или, как утверждают чешские спецслужбы, они должны были произойти в Болгарии, куда направлялось это оружие?

— Это очень интересный момент. Сейчас силовики утверждают, что якобы взрыв должен был состояться не на территории Чехии и только случайно он произошел там. Мне этот момент совершенно непонятен. Как именно спецслужбы, во-первых, узнали о том, что взрыв произошел преждевременно? Во-вторых, как вообще планировалось сделать этот взрыв отложенным?

Это технически для меня совершенно непонятно. Если вы закладываете куда-то бомбу, сделать так, чтобы она потом взорвалась на территории другой страны, – это очень непростая задача. А главное, совершенно непонятно, зачем бы это понадобилось? Если можно взорвать все на территории Чехии, зачем взрывать на территории Болгарии?

Возможно, это такой политический жест – сказать: "Нет, чехи ни при чем, это все должно было взорваться в другой стране, это все произошло случайно". Возможно, это попытка как-то немножечко сгладить отношения между странами.

Мы, со своей стороны, я имею в виду инсайдеры Bellingcat, планируем опубликовать некоторые подробности. Мы смогли верифицировать значительную часть информации, которая была опубликована чехами, и найти еще множество дополнительных деталей о том, как именно в Чехии и в Болгарии происходили взрывы боеприпасов. Если кто не помнит, примерно в то же время, чуть позже, в Болгарии тоже было два взрыва складов боеприпасов. Так что это все одна большая история, которую просто надо рассказывать целиком.

— Емельян Гебрев имеет отношение к оружию, которое было взорвано в Чехии?

— Да, я думаю, что это уже не имеет смысла держать в тайне. Думаю, что все уже догадались, что, конечно, Емельян Гебрев имел непосредственное к этому отношение, поскольку именно он занимался торговлей оружием через эти склады. И совершенно неслучайно он и его сын, с которым он вместе работал, и его топ-менеджер – все трое – через несколько месяцев после этих взрывов были отравлены нервно-паралитическим веществом, возможно, именно "Новичком".

Кстати, интересный момент, о котором многие сейчас не помнят: результаты анализов Гебрева, которые должны были храниться в финской лаборатории VERIFIN, таинственно исчезли. Точно так же, как исчезли результаты анализов Владимира Кара-Мурзы – они засекречены, мы до сих пор не знаем, что в них.

Так что, судя по всему, идет какая-то политическая игра, из-за которой мы получаем только часть информации. Но мы знаем достаточно, чтобы сказать о том, что эти подрывы в Чехии, Болгарии и отравление Емельяна Гебрева – это была крупная спецоперация Кремля, направленная прежде всего на то, чтобы вооружение не поступило в Украину.

— То, что это была именно диверсия, спецоперация, сразу стало понятно?

— Да, это было сразу, особенно второй взрыв. Когда в Чехии произошел первый взрыв, было непонятно, о чем идет речь, поскольку такое случается, что склады боеприпасов взрываются. Но когда буквально через пару недель произошел следующий взрыв в километре от первого, все, кто за этим наблюдал, говорили о том, что такое случайно произойти не может второй раз, это явно какая-то диверсия.

"Нам не хотелось верить, что здесь сработали русские агенты": жители Врбетиц – о взрывах в 2014 году
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:49 0:00

Это все происходило в период войны в Украине и войны в Сирии. И в любом случае ни на кого, кроме России, не падало уже тогда подозрение. Но эти истории тогда не очень сильно раскручивались в медиа, потому что было много других тем и основное внимание было направлено непосредственно на Украину и на то, что там делала Россия. Так что это некоторое время осталось в тени, само по себе.

— Можно ли будет привлечь Россию к ответственности за взрывы в Врбетицах и гибель двух человек?

— Сейчас, когда появились доказательства, то наступят, очевидно, какие-то легальные последствия. Часть из которых уже наступила, а именно высылка российских шпионов – что само по себе, кстати, интересно. Речь идет не просто о 18 неких дипломатах: в Чехии открыто говорят, что все эти люди работали либо на СВР, либо на ГРУ. Это уже само по себе значит, что 18 шпионов работали под прикрытием дипломатов.

Мы все понимаем, что такое происходит, но вообще-то, конечно, это очень серьезное нарушение дипломатических норм. И тот факт, что это беспрецедентная за всю историю дипломатии такая большая высылка из одного посольства – это тоже много говорит о состоянии российско-чешских отношений.

В российско-болгарских отношениях тоже за последние полтора года произошел резкий поворот: из этой страны регулярно происходят высылки дипломатов, отношения тоже сильно поменялись.

И в Болгарии, и в Чехии посольства были такими локальными штаб-квартирами российских спецслужб. В Болгарии эта штаб-квартира российского посольства покрывала прежде всего Балканский регион, в Чехии – Центральную Европу. И сейчас по обоим этим посольствам нанесен очень серьезный удар, огромное количество шпионов выслано, и в целом политика двухсторонних отношений очень сильно изменилась. В обоих случаях триггером был именно один конкретный скандал, связанный с диверсиями в отношении Гебрева, его компанией и подрывом снарядов, которые он закупал.

— Как вам кажется, дипломатические отношения, двусторонняя политика в отношении России тоже теперь поменяется?

— Российская внешняя политика в отношении стран Восточной и Центральной Европы была не стратегической, а тактической, она была нацелена на какие-то сиюминутные задачи. И было понятно, что если вы проводите такие операции, которые включают в себя убийства, теракты и прочее на территории этих стран, то рано или поздно это будет расследовано. Рано или поздно будут найдены люди, которые это делали, и государственный след будет доказан. Было очевидно, что не может все так долго бесконечно сходить с рук. Пришло время, когда надо отвечать за свои поступки.

Это касается, кстати, не только тех стран и тех регионов, которые мы обсуждаем, – Центральной и Восточной Европы. В принципе, то же самое касается и Британии с делом Скрипалей. Они один раз отравили Литвиненко и подумали, что все так будет дальше. Потом решили, что можно Скрипалей тоже отравить. Такого не бывает. Рано или поздно приходится отвечать за свои поступки.

И меня, и многих моих коллег просто поражает, насколько близорукой была эта политика. Поскольку и Болгария, и Чехия, и ряд других стран, скажем, Австрия, Венгрия и другие в последние годы, несмотря на все нарушения прав человека в России, несмотря на войну в Украине, были в очень хороших контактах с Кремлем, с российскими дипломатами. И российские власти просто сами себе отрубили эти возможности посредством такого грубого вмешательства, посредством этих актов государственного терроризма, а именно так в Чехии эти взрывы рассматриваются и классифицируются, ведь там погибли два чешских гражданина во время этих взрывов. Конечно, такое никто не будет терпеть.

И самое главное, к тому моменту, когда происходили эти взрывы, уже были подписаны первые Минские протоколы, то есть, по сути, основная горячая стадия войны с Украиной уже прошла. И не было никакой особой практической необходимости совершать все эти теракты. То есть по всем параметрам это было очень глупо и недальновидно.

— Может ли Россия признать свою вину и выдать исполнителей этих взрывов?

— Мы знаем биографии практически всех гэрэушников, которые участвовали в этих терактах, в том числе в отравлении Гебрева. Вместе с "Бошировым" и "Петровым" это будет, наверное, десять человек, у большинства из них мы знаем дальнейшую биографию. И они продолжают работать на российское государство в разных должностях и в разных регионах. То есть нам неизвестно, чтобы кого-то из них растворили в ванне с кислотой или вообще у них были какие-то проблемы. Я думаю, что у них все замечательно.

Так что не думаю, что, в принципе, для них могут наступить какие-то последствия до тех пор, пока Владимир Путин у власти. Я думаю, что нет никакого сценария, при котором Россия могла бы пойти на сотрудничество в расследовании, выдать кого-то. Это абсолютно невозможно.

XS
SM
MD
LG