Ссылки

Новость часа

"Они любят приходить либо рано утром, либо ночью". Девушка задержанного сына Виктора Бабарико – о том, как ждет обыска


Возле дома Виктора Бабарико во время обыска. 18 июня 2020 года
Возле дома Виктора Бабарико во время обыска. 18 июня 2020 года

В Минске 18 августа задержали потенциального кандидата в президенты Виктора Бабарико и его сына Эдуарда. В двух их домах прошли обыски. На протяжении всего дня ни родные, ни соратники претендента в кандидаты не знали, где Виктор и Эдуард. И только вечером на государственных телеканалах сообщили, что Виктор Бабарико задержан за то, что якобы являлся организатором противоправной деятельности. Его сына также подозревают в правонарушениях. В их отношении возбуждены уголовные дела по шести статьям Уголовного кодекса. Задержаны также около 20 человек – бывших и настоящих сотрудников "Белгазпромбанка", главой правления которого Виктор Бабарико был на протяжении 20 лет. 11 июня в банке прошли обыски, 15 июня в банк, 99,6% акций которого принадлежат "Газпрому", ввели временную администрацию.

Эдуард Бабарико возглавляет инициативную группу своего отца. Он также является основателем краудфандинговой платформы MolaMola. На ней размещено более 1530 различных кампаний по сбору средств, которые получили поддержку от десятков тысяч человек на общую сумму более 1,25 млн белорусских рублей (более $500 тысяч). Более 70 сборов на MolaMola были посвящены борьбе с COVID-19. Вечером 11 июня работа сайта MolaMola оказалась заблокированной.

Александра Зверева, девушка Эдуарда Бабарико, о его задержании узнала утром: инициативная группа об этом написала в своем чате и опубликовала в социальных сетях. Потом появились новости в СМИ.

Александра рассказала Настоящему Времени, что ей известно о задержании Эдуарда и его отца и что она собирается делать дальше.

Девушка Эдуарда Бабарико рассказала о его задержании
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:00:59 0:00

— Я нахожусь сейчас у Эдуарда в квартире, где мы с ним проживали. Только что со мной связались [около 18.00 по минскому времени], спустя неизвестно сколько часов, потому что Эдуарда с отцом задержали утром, а только сейчас со мной связались из ДФР [Департамента финансовых расследований].

Все, что мне сообщили, – это то, что Эдуард задержан по статье, которая подразумевает уклонение от уплаты налогов. Сказали: "Можете посмотреть на сайте, как ему можно что-нибудь передать". Это все, что мне сообщили.

Если вы знаете в целом ситуацию, есть Виктор Дмитриевич, который кандидат [на пост президента], есть его сын Эдуард, который, по сути, не причастен к этому. Но Эдуард владеет всей недвижимостью. Дом на Вяче [пригород Минска] был во владении мамы Эдика: она погибла, дом перешел к нему по наследству.

Есть также дом в Цне [поселок под Минском], и есть квартира, где мы проживаем. Обыск прошел уже в доме на Вяче, следующий дом, в котором давно уже никто не живет, обыскивался вторым. Сейчас я жду обыск в квартире, но меня уже предупредили, что чаще всего у нас Департамент финансовых расследований и все эти организации любят приходить либо рано утром, либо ночью, когда ты сонный, растерянный, не можешь позвать на помощь.

Тебе обрубают телефон, не дают позвать ни друзей, ни адвоката, никого, что, собственно, с ними сейчас и происходит. Адвокатов не пускают под предлогом коронавируса, которого в Беларуси у нас нет, как вы знаете. Наш президент назвал это психозом, но адвокатов к ним не пускают. Поэтому да, я сейчас сижу жду, со мной сидят мои друзья с двух часов дня.

К сожалению, мы все представляем, в какой стране живем. Понятно, что виновата не страна, а речь идет исключительно о правительстве. Поэтому, к сожалению, к такому раскладу готовились. Правда, предполагали, что все действия будут направлены на отца Эдуарда, как на потенциального соперника Александра Григорьевича. Все-таки надеялись, что Эдика ситуация не коснется. Хотя, по словам Эдика, как только Виктор Дмитриевич сообщил в своих соцсетях о том, что будет выдвигаться, ему начали поступать якобы от каких-то знающих лиц звонки-предупреждения: увозите сына, прячьте, потому что через него будет оказываться давление. Сразу стало понятно, что никто никуда не поедет. Думали, что арест Эдуарда – это будет уж очень циничным происшествием.

Но вы должны понимать в то же время, что расследования начались в банке, который Виктор Дмитриевич 20 лет возглавлял, в смежных компаниях – это компании-клиенты. Среди задержанных как руководство банка, так и просто друзья Виктора Дмитриевича, которые вообще с ним никак не связаны работой, в том числе подруга семьи – это подруга погибшей мамы Эдуарда, жены Виктора Дмитриевича, которую просто задержали и держат уже чуть ли не неделю. К ней не пускают точно так же адвокатов, не озвучивают, за что ее задержали. Да, к сожалению, мы были готовы. Очень надеялись, что до этого не дойдет, но дошло.

Все, что сейчас я могу делать, – это [обращаться] к адвокатам, пробовать каким-то образом связаться [с ними] и как-то повлиять на ситуацию. Но так как адвокатов не пускают, единственное, о чем мы сейчас просим людей – я и штаб, который работает, – не устраивать никаких демонстраций, потому что это тоже может негативно сказаться. Это может сейчас навредить и Дмитрию Викторовичу, и Эдику.

У меня план только один. У меня на руке записан телефон адвоката на случай, если меня заберут, а по законодательству так как мы с Эдуардом юридическим статусом не связаны – я не являюсь ни супругой, ни родственницей, я ни в каких компаниях не работала, слава богу, никакими долями я не владею. Я "гол как сокол", поэтому все, что мне могут предъявить, – это просто забрать меня и удерживать 72 часа. Я сразу сказала, что без адвоката я на вопросы не буду отвечать вообще, контакт у меня есть, договор у меня есть. Если адвоката ко мне не пускают, это не значит, что я от него отказалась. Это значит, что ко мне его точно так же не пускают. Вот это весь мой план – ждать обыск и надеяться, что меня не заберут куда-нибудь посидеть.

Несмотря на то, что мне тоже все начали советовать куда-нибудь бежать, я подумала, что я законодательство не нарушала, посижу-ка я дома, приглашу-ка я друзей. И адвокат посоветовал, чтобы обыск происходил в присутствии кого-то. Поэтому единственное самое правильно, что я решила делать, – это просто распространять информацию, чтобы вы были в курсе.

"Протесты уже не остановить"

После задержания Виктора и Эдуарда Бабарико в Минске на проспекте Независимости выстроилась очередь в несколько сотен человек. Люди пришли оставить свои подписи в поддержку потенциального кандидата, а также высказать свою поддержку задержанным. Несмотря на сильный дождь, люди стояли в очереди несколько часов: на 21:30 "цепочка солидарности", как назвали эту очередь, растянулась почти на 3 км, правозащитники центра "Весна" насчитали в ней около 1650 человек.

Задержанием Виктора Бабарико президент Лукашенко пытается предотвратить финальные акции протеста, но это напрасные усилия, считает политолог Валерия Костюгова: "Эти акции неизбежны, независимо от того, кто именно окажется в избирательном бюллетене. Протесты на этом этапе уже остановить нельзя".

"Протесты уже не остановить". Политолог – о предвыборной кампании в Беларуси
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:53 0:00

— Возможны ли новые санкции Евросоюза в отношении Беларуси, или послов удастся убедить в том, что Бабарико действительно совершил какое-то преступление?

— Именно на этом этапе вряд ли это возможно. Но избирательная кампания еще в самом начале, и вполне вероятно, что белорусские власти сделают все, чтобы убедить европейцев вновь ввести санкции.

— Что будет дальше с избирательной кампанией?

— В рамках избирательной кампании задержано уже около 200 человек, состоявших в инициативных группах соперников Лукашенко. И, кроме Виктора Бабарико, давным-давно уже задержан Сергей Тихановский – глава инициативной группы его жены Светланы Тихановской. Ей самой поступают угрозы. Причем двое претендентов уже снялись, глядя на всю эту "вакханалию демократии", как любит говорить Александр Лукашенко. Так что теперь – еще минус двое. И совершенно непонятно, кто и как сумеет дойти до финала и дойдет ли.

— С учетом сегодняшних событий, которые разворачиваются вокруг Бабарико, как вам кажется, ему вообще удастся зарегистрироваться?

— Очевидно, нет. Посмотрите, его задержали без предъявления обвинений, значит, его могут держать 72 часа. Соответственно, он просто не успеет зарегистрироваться.

— А через адвокатов он может это сделать?

— Нет. Точно так же это пытался сделать Сергей Тихановский, когда регистрировал свою инициативную группу. Но именно в день регистрации он уже был задержан и никак не мог это сделать.

— Почему Лукашенко идет по такому жестокому сценарию, как вам кажется?

— Потому что пытается предотвратить финальные акции протеста. Хотя, мне кажется, это совершенно напрасные усилия. Эти акции неизбежны вне зависимости от того, кто именно окажется в избирательном бюллетене, будут или не будут его оппоненты призывать к протестам. Протесты на этом этапе уже остановить нельзя.

XS
SM
MD
LG