Ссылки

Новость часа

"Чего бы ни достиг Китай, он запишет это как победу". Пекин отправляет в Киев и Москву спецпредставителя – как он хочет остановить войну?


Владимир Путин и тогдашний посол Китая в России Ли Хуэй, награжденный российским орденом Дружбы. Москва, 2019 год
Владимир Путин и тогдашний посол Китая в России Ли Хуэй, награжденный российским орденом Дружбы. Москва, 2019 год

Спецпредставитель МИД КНР по делам Евразии Ли Хуэй в мае совершит поездки в Киев, Москву и страны Европы для обсуждения урегулирования ситуации вокруг полномасштабного российского вторжения в Украину. Об этом сообщал китайский МИД.

В Киев Ли Хуэй планировал прилететь 16-17 мая. Однако подтверждения, прибыл ли дипломат в украинскую столицу, нет ни от китайской, ни от украинской стороны. Подробностей о визитах спецпредставителя Китая в Польшу, Францию, Германию и Россию также нет.

Ли Хуэй – самый высокопоставленный китайский чиновник, который посетит Украину с начала войны. С 2009 года он на протяжении 10 лет был послом Китая в России. Владимир Путин наградил Ли Хуэя "Орденом Дружбы" – за "укрепление дружбы и сотрудничества между Россией и Китаем". Комментируя многолетний опыт работы китайского дипломата в России, советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк сказал, что Ли Хуэй как никто другой может понять намерения Москвы.

Китаист Алексей Чигадаев рассказал в эфире Настоящего Времени, зачем спецпредставитель Китая по делам Евразии едет в Россию и Европу и стоит ли ждать от Пекина реального плана по урегулированию военного конфликта, развязанного Москвой против Украины.

Китай отправляет в Киев и Москву спецпредставителя. Как Пекин хочет остановить войну – объясняет китаист
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:48 0:00

– Как вы понимаете цель этого европейского турне китайского спецпредставителя, назначенного Си Цзиньпином для урегулирования, как говорят в Китае, украинского кризиса?

– Давайте мы еще раз повторим все, что было сказано в сюжете. У нас действительно нет четкого плана графика Ли Хуэя, у нас нет четких целей плана Ли Хуэя. У нас до сих пор нет никаких данных из Киева о том, что встреча действительно состоялась, что в ходе встречи были достигнуты какие-то результаты, что у нас есть какой-то готовый пресс-релиз. И действительно, вчера репортер Bloomberg задал вопрос, который был первым на пресс-конференции Ван Вэньбиня, представителя министерства иностранных дел, на ежедневном брифинге для прессы: "Что происходит? Где сейчас Ли Хуэй и как обстоят дела с его визитом?" И представитель китайского МИД заявил: "Работа идет. Оставайтесь с нами". И представитель МИД КНР нам тоже ничего не сказал. Поэтому мы сейчас можем с вами только выдвигать некие теории, гипотезы. И я, возможно, отсылаю наших слушателей и зрителей к своей статье в "Новой газете", где мы попытались как раз понять, чем сейчас занимаются дипломаты.

Но главная идея этой поездки – это все-таки в первую очередь назначение Ли Хуэя как человека, который действительно разбирается в повестке бывших стран СССР, и начало хоть какой-то работы. Это действительно очень важно.

– Опираясь на знание Китая, как мы можем представлять их видение, решение окончания войны, учитывая, что они даже "войной" ее не называют?

– Мы исходим из того, что Китай не понимает, что вообще происходит. Поэтому, возможно, назначение Ли Хуэя так важно. Ли Хуэй работал и в Советском Союзе в представительстве Китая в СССР. Он работал в Казахстане. Если мы посмотрим на историю передвижения Ли Хуэя с 2019 года, после того как он перестал быть послом Китая в России, он посещает Азербайджан, он посещает Казахстан, он встречается с лидерами всех постсоветских государств. Действительно, у него очень толстая записная книжка. И мы можем видеть Ли Хуэя, который общается с президентом Казахстана на каких-то закрытых встречах. То есть это человек, который действительно понимает постсоветские страны, прекрасно говорит на русском языке. Все, кто в Москве так или иначе связан с китаеведением, с Китаем, знакомы с господином Ли Хуэем.

Но давайте вернемся к его статусу. Его статус спецпосланника и спецпредставителя китайского правительства по делам Евразии. Такого статуса не было вообще ни у кого до Ли Хуэя. Это специально для него придумали должность по Евразии. И мы не понимаем, каков его ресурс. Скорее всего, его ресурс не очень велик. Это человек, который, естественно, никаких решений самостоятельно не принимает, но он хорошо разбирается в странах СНГ и, как мне кажется, ему было дано задание провести исследовательскую работу: "Напиши очень хороший доклад о том, что вообще происходит. Чего страны, которые ты посетишь, хотят добиться, какие у них планы, какие у них настроения? О чем они вообще думают?"

Потому что сложилась уникальная ситуация, когда Китай и Россия называют друг друга стратегическими партнерами и говорят о том, что взаимоотношения самые лучшие за последние 100 лет, но для Китая вторжение России в Украину стало неприятным сюрпризом. И Китай до сих пор не понимает, что вообще происходит. "Куда мы идем? Какова цель?" – Китай, мне кажется, этого до сих пор не знает. Поэтому, с одной стороны, это очень хорошая пауза. Ли Хуэй исследует, что происходит, получает обратную связь, но при этом Китай также тянет время, потому что в том числе понимает ограниченность своих ресурсов.

– Мы не можем никак прогнозировать, какое решение будет в итоге принято на основе этого доклада? У нас есть опыт урегулирования Китаем каких-либо других мировых войн?

– Войн – нет. Из последнего, Китай урегулировал конфликт Саудовской Аравии и Ирана. И это, действительно, очень большая победа китайской дипломатии, потому что до этого подобных кейсов просто не было. Китай в этом не участвовал, Китаю это было неинтересно, Китай не понимал, для чего это ему.

У Китая очень понятная и рациональная мотивация: зачем мне это, чтобы что? Поэтому сейчас Китай, как мне кажется, будет просто выигрывать время, потому что, кажется, мы понимаем, что наступление неизбежно, что неизбежен еще один военный конфликт. Китай также понимает ограниченность своих ресурсов. Кажется сейчас фантастической ситуация, при которой завтра господин Си Цзиньпин звонит Владимиру Путину, Владимиру Зеленскому и говорит: "Ребят, все, останавливаемся. Я так решил. Я вас сейчас буду мирить". Давайте мы даже не будем всерьез рассматривать этот вариант. Поэтому Китай будет максимально затягивать решение этой проблемы, но при этом создавать видимость того, что он всеми силами старается усадить стороны за стол переговоров, достигнуть каких-то результатов.

Здесь, понимаете, абсолютно беспроигрышная игра. Чего бы сейчас ни достиг Китай, он все равно запишет это на свой счет как победу.

– Учитывая, что, как вы говорите, Китай хочет публично демонстрировать стремление к миру, почему мы тогда не знаем никаких деталей этого турне: ни графиков, ни даже каких-то кадров?

– Все повторяется в логике того мирного плана, о котором вы говорили в самом начале. План: за все хорошее против всего плохого. Там не было никакой конкретики. Важно скорее создать фон миротворца, чем реализовать какие-то реальные шаги. И Китай понимает, как я уже сказал, что нет никаких реальных инструментов давления на Россию. Ну вот не работают экономические санкции – мы это уже видим. Они работают вдолгую, но прямо сейчас – нет. Возможно, завтра Китай перестанет торговать с Россией, решится на этот отчаянный шаг. Что произойдет? Да ничего не произойдет. Все будет продолжаться примерно так же, как и продолжается сейчас.

Поэтому для Китая это повод выиграть время, в первую очередь для себя, и сказать европейским партнерам, США: "Вы хотели, чтобы я вступил в конфликт в качестве модератора, – вот я вступил. Мой спецпосланник приехал. Мы обсуждаем вопрос. Мы готовим доклад. Мы думаем над решением. Вы хотели, чтобы я участвовал в конфликте? Я участвую в конфликте. А теперь давайте обсудим, что вы мне за это дадите? Какие санкции вы снимете? Как мы будем решать проблему с торговой войной США и Китая? Как мы будем работать над привлекательным инвестиционным климатом для стран Европы? Что вы готовы дать Китаю взамен для того, чтобы он стал полноценным участником переговоров?"

XS
SM
MD
LG