Ссылки

Новость часа

"Рождаемость снижается, каждый ребенок важен". В Латвии хотят ввести мораторий на усыновление детей за границу


В Латвии вводят временный мораторий на усыновление детей за границу (в России аналогичный закон, известный как "закон Димы Яковлева", действует с 2012 года). По действующим правилам детей из государственных центров опеки усыновлять или удочерять за границу можно только при невозможности обеспечить их полноценное воспитание в приемных семьях. Из приемной семьи забрать ребенка за границу могут только родственники.

Приемные родители, оформляющие временное опекунство, получают за это от государства пособие на каждого ребенка. Идея в том, чтобы со временем отказаться от приютов совсем.

В Латвии хотят ввести мораторий на усыновление детей за границу
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:26 0:00

Антонина Кравцун – многодетная мама: у нее трое своих детей и дети из приюта. Они с мужем никогда не планировали быть приемными родителями, но время от времени навещали детские дома как благотворители, привозили детям подарки, общались с малышами. В какой-то момент Антонина поняла, что хочет забрать ребенка домой, в семью.

"Приехали в детский дом, познакомились, подарили игрушку, спросили, как ты тут живешь. Мы вот такая семья, которая хотела бы тебе помочь, хотела бы ты к нам приехать познакомиться? Она сказала да", – рассказывает Антонина.

Первая девочка, которую Антонина взяла из приюта, прожила в этой семье несколько лет, а потом нашлись люди, готовые оформить постоянное опекунство.

"Ребенок попал в нашу семью, когда ей было пять лет. Три месяца она сама прожила на улице. Слава богу, было лето. Мама была в бегах: попалась на воровстве, оставила ее [дочь] на пенсионерку какую-то. Дом без отопления. Питалась она – в магазине воровала и по мусорникам собирала. Это было очень печально", – вспоминает Антонина Кравцун.

В 2017 году чиновники предложили изменить систему – запретить усыновление детей за границу из приемных семей. Иностранцы могли усыновить только ребенка, который живет в приюте. Если есть временные опекуны в Латвии, то пусть лучше ребенок остается в Латвии, посчитали в Министерстве благосостояния. С новым законом начались проблемы. Одна из воспитанниц Антонины Кравцун, Дарья, к тому моменту уже успела познакомиться с семьей из США, которая хотела ее удочерить. Но по новым правилам это было невозможно.

В итоге девочка все же улетела к новой семье в США – успела до того, как новые ограничения для иностранцев вступили в силу. В теории иностранцы могли взять ребенка только из приюта, но на практике этот закон не работал.

"В реальности нашли способ эти законы обойти, – рассказывает Лайла Гравере, представитель бюро омбудсмена. – Детей, которые находились в приемных семьях, сиротский суд на время помещал обратно приюты, и тогда их могли усыновить за границу".

Когда об этих схемах стало известно, бюро омбудсмена потребовало у парламента ввести мораторий на усыновление за границу – до принятия нового закона.

"Дело может быть связано с демографической ситуацией в стране. Рождаемость снижается, каждый ребенок важен. И важно, чтобы дети жили здесь, учились, потом работали и были частью латвийского общества", – считает Лайла Гравере.

Сейчас в детских домах Латвии живут около 700 детей. Есть список детей для усыновления, и есть очередь из семей, которые хотят детей усыновить. Проблема в том, что на усыновление охотно берут маленьких детей, до четырех-пяти лет, без серьезных проблем со здоровьем. Дети старше пяти лет и дети с инвалидностью чаще всего остаются жить в приютах.

"Никто не хочет брать этих детей, нет заявок от иностранцев или от местных семей. Эти дети давно в списках на усыновление, но у них тяжелые диагнозы. Им нужен особый уход", – подтверждает Яна Пулкстене, директор центра опеки "Плявниеки".

В этом приюте сейчас живут 44 ребенка – дети с тяжелыми диагнозами, многие из них лежачие. Половина этих детей уже много лет числится в списках на усыновление, но список сокращается медленно. За десять лет 47 воспитанников этого приюта усыновили иностранцы и 176 детей попали в латвийские приемные семьи. Большинство детей остаются здесь до совершеннолетия.

"Наше общество еще не готово усыновлять таких детей. Мы еще не доросли до такого. Общество должно меняться, должно прийти понимание, что эти дети такие же, как все. Они так же важны", – говорит Яна Пулкстене.

У каждого пятого ребенка в латвийском приюте – тяжелая инвалидность, и у каждого второго есть какое-то заболевание. Если есть хоть малейший шанс найти приемную семью, нельзя этот шанс упускать. И неважно, где эта семья живет – в Латвии, Литве, Германии или Америке, считает глава фонда "Плечо" Инга Олиня. Этот фонд работает с опекунами и приемными семьями для детей-сирот.

"Мы с вами не можем поставить себя на место этих детей. Мы не сидим у окна в одиночестве и не ждем, что кто-то придет. Когда нет никого рядом, с кем ты можешь чувствовать себя в безопасности, мы должны быть очень осторожны, принимая такие решения", – уверена Инга Олиня.

Пока мораторий действует, парламентская комиссия по правам человека работает над новым законом об усыновлении. Депутаты допускают, что возможность усыновления за границу могут сохранить только как исключительную меру – если ребенку не удалось найти временную или постоянную семью в Латвии.

По теме

XS
SM
MD
LG