Ссылки

Новость часа

Как в Беларуси власть установила контроль над религией и реализует идею Лукашенко "церкви не для политики". Рассказывают прихожане


Беларусь стала второй страной в мире после Никарагуа по количеству случаев преследования священнослужителей. Об этом свидетельствуют данные организации Aid to the Church in Need, согласно которым только в 2023 году были арестованы десять белорусских католических священников: трое из них на конец года оставались в заключении. Согласно данным мониторинга "Хрысціянскай візіі", по состоянию на конец 2023 года от политического преследования властей в Беларуси пострадали не менее 60 священников.

Репрессии в отношении духовенства Беларуси в полной мере развернулись после протестов 2020 года: власти стали преследовать как оппозиционно настроенных священников, так и активных прихожан. В попытке контролировать религию в Беларуси меняют закон "О свободе совести и религиозных организациях", следят за проповедями в церквях и заводят против священников уголовные дела. Белорусская служба Радио Свобода рассказывает, как выглядит ситуация с политическим преследованием верующих и представителей церкви.

"Дорогие мои священники, занимайтесь своими делами"

Еще в августе 2020 года, вскоре после начала массовых протестов в Беларуси, Александр Лукашенко начал угрожать белорусским священникам – в первую очередь тем, кто говорил со своими прихожанами о несвободных выборах и последовавших за ними репрессиях.

"Я удивлен позицией наших конфессий. Дорогие мои священники, занимайтесь своими делами, – заявил Лукашенко 22 августа 2020 года. – Люди должны приходить в храмы молиться! Церкви – не для политики <...> Государство не будет смотреть на это равнодушно".

Действительно, государство не осталось "равнодушным" к высказываниям священнослужителей, не совпадающим с точкой зрения властей. По данным Christian Vision, в Беларуси административному и даже уголовному преследованию за "политику" после 2020 года подверглись не менее 74 священников различных конфессий. Речь идет в том числе об административных делах за "распространение экстремистских материалов" и уголовных делах по статье "Измена государству".

Недавно власти решили пойти еще дальше и взялись за изменение законодательства. 30 декабря 2023 года Лукашенко подписал закон "О свободе совести и религиозных организациях". Он предписывает религиозным организациям пройти перерегистрацию и запрещает деятельность религиозных организаций, направленных "против суверенитета, основных направлений внешней и внутренней политики Беларуси, конституционного строя", а также "дискредитирующих государство, пропагандирующих войну, социальную, религиозную, расовую вражду и иную экстремистскую деятельность".

Церкви не для политики. Государство не будет смотреть на это равнодушно

Любые символы, кроме религиозных, в новом законе запрещены. Кроме того, закон предусматривает создание местными властями "комиссий по контролю за религиозными организациями" и наделяет их правом проведения "проверок". Это прямое вмешательство государства в дела церкви.

Также, согласно закону, программы для посетителей воскресных школ "не должны противоречить идеологии общепринятых традиционных ценностей белорусского государства".

В феврале 2024 года ООН выразила в связи с принятием этого закона "серьезную обеспокоенность". Эксперты считают, что он противоречит обязательствам Беларуси по международному праву, вводя, по сути, государственный контроль над религиозным образованием и литературой.

"Мы обеспокоены тем, что расплывчатые формулировки закона могут способствовать принятию произвольных решений и создать атмосферу запугивания религиозных лидеров, общин или деятельности, которую власти считают нежелательной", – заявили в международной организации.

"В церкви – как в кино, когда вычисляешь инопланетянина"

Журналисты белорусской службы Радио Свобода побеседовали с прихожанами церквей в Беларуси разных конфессий. Максим (его имя изменено в целях безопасности – ред.), прихожанин одного из католических храмов, считает, что информация о тотальном контроле за религией в Беларуси и посещении храмов чиновниками соответствует действительности "на 100%".

"Такой человек – чужак – может присутствовать на каждой мессе в церкви. Они выглядят соответствующе, потому что не знают обрядов мессы, не молятся вместе со всеми и не поют – они просто не знают, как себя вести. Ну а что можно подумать, когда они спрашивают: "Сколько идет служба?" Или когда наши говорят "месса"? – поясняет Максим.

Невооруженным глазом видно, кто есть кто в церкви

По его словам, такие наблюдатели могут молиться вместе со всеми и даже плакать, "но их поведение, даже одежда и внешний вид выдают их".

Максим считает, что такие люди более заметны в маленьких городах, "потому что там все друг друга знают", в больших городах легче слиться с толпой.

"Но невооруженным глазом видно, кто есть кто в церкви. Ну это как в кино, когда вычисляешь инопланетянина", – поясняет верующий.

Он говорит, что ситуация внутри религиозных общин "радикально изменилась после 2020 года".

"Ведь сторонники власти тоже ходят в церковь. Поэтому и священники, и верующие стали, мягко говоря, осторожнее. Господствует эзопов язык, никто не называет вещи своими именами. И атмосфера настороженности даже среди "своих", – говорит Максим. – Вызвать подозрение может любой – если он часто беспрепятственно выезжает за границу или много расспрашивает о делах. Многие изолировались, свели свои контакты к минимуму, чтобы никто не знал, как живет приход. В частности, сократили или прекратили контакты с теми священниками, верующими или активистами, которые бежали от репрессий и живут за границей".

Верующая Алеся (имя изменено по просьбе собеседника – ред.) говорит, что после 2020 года в ее приходе прекратились "хоть какие-то разговоры о политике или ситуации в обществе", причем не только в реальной жизни, но и в приходских чатах.

Прекратились хоть какие-то разговоры о политике или ситуации в обществе

"Раньше у нас были споры между противниками и сторонниками власти (в церкви их тоже достаточно). Сейчас здесь абсолютная тишина и стерильность. На нашего священника доносили в 2020 году, потом в других общинах в разные годы доносили на других проповедников. Теперь все нормализовалось. Лично я не люблю иногда ходить на мессу, потому что вижу там людей, которые служат этой власти, кто "переобулся". Например, мой знакомый в 2020 году был очень активен, выступал против правительства. А теперь он "топит" за "русский мир", – сокрушается Алеся.

По ее словам, католиков, служащих в госорганах, вызывали в КГБ на "беседы". Однако о результатах этих разговоров верующей неизвестно.

Оценка политической "благонадежности"

По информации объединения бывших силовиков BelPol, которое ссылается на документы своих источников, в Беларуси действительно установлен тотальный контроль над деятельностью религиозных организаций. К этой "работе" привлекаются активисты Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ) и работники исполкома.

В регионах разрабатываются планы посещения богослужений, готовятся аналитические отчеты, священников проверяют на "лояльность" режиму.

Чиновники обращают внимание:

  • на каком языке проводятся богослужения,
  • оценивают политическую "благонадежность" духовенства,
  • проверяют, поддерживают ли священники контакты с "оппозиционно настроенными гражданами",
  • а также мониторят соцсети на наличие критических высказываний в адрес органов власти.

В Барановичах в марте 2024 года запретили традиционный крестный ход по улицам города. Мероприятие было запланировано на 17-е число. Официальной информации о причине отказа нет, но верующие предполагают, что такое решение может быть связано с тем, что в тот же день в райцентре были запланированы массовые гуляния по случаю Масленицы.

А в Ляховичах, городе в Брестской области, запретили... колокольный звон. После массовых жалоб руководству местной церкви пришлось отключить воспроизведение мелодий новой электронной системы. Верующим не сообщили, какой именно государственный орган настоял на таком решении, однако известно, что после поступления жалоб на "шум" вопросом колоколов занялись районная прокуратура, медпункт и райисполком.

В Новолукомле (Витебская область) пастора церкви, призывавшего молиться за Украину, дважды арестовывали на 15 суток. В решении суда отмечается, что на пастора донесли сотрудники Чашницкого райисполкома.

Полностью материал опубликован на сайте белорусской службы Радио Свобода

XS
SM
MD
LG