Ссылки

Новость часа

"Из Москвы звонили, объясняли, какой это резонанс". Интервью росгвардейца, призвавшего не выполнять "заведомо преступные приказы"


Виктор Хоржиров
Виктор Хоржиров

Сотрудник Росгвардии из Бурятии, стрелок отряда военизированной охраны федерального госпредприятия "Охрана" Виктор Хоржиров 15 сентября записал видеообращение к коллегам, в котором призвал их не подчиняться "заведомо преступным приказам". Обращение было сделано по следам жесткого разгона поствыборных акций в Улан-Удэ, где люди протестовали против фальсификаций и вбросов бюллетеней в поддержку кандидатов от партии власти.

"Уважаемые коллеги из Росгвардии, прошу вас не выполнять заведомо преступных приказов. Вы же чьи-то дети, братья, сестры, мужья. Пожалуйста, не превышайте своих полномочий, – заявил росгвардеец. – Мы против репрессий, которые охватили наш город. Свободу политзаключенным! Задержания были все незаконными".

После публикации видеообращения Хоржирова в бурятском подразделении Росгвардии началась служебная проверка, а самому военному пригрозили дисциплинарным взысканием за нарушение условий контракта – он записывал видео на рабочем месте. Но в соцсетях видео Хоржирова вызвало большой отклик, и большинство комментаторов одобряют поступок росгвардейца.

Почему Хоржиров записал свое обращение и что на самом деле стало причиной массовых протестов в Бурятии после выборов? Об этом он сам рассказал в интервью Сибирь.Реалии.

– Как прошла ваша беседа с начальником? Не уволили?

– Я только что от начальства, вот только попрощались. Я остаюсь работать, потому что уволить меня – это вызовет очень большой резонанс, так мне сказали. Ни в коем случае увольнять меня не будут. Но говорят, останемся ли мы сами работать, не знаем. Потому что из Москвы уже звонили, объясняли, какой это резонанс создало.

Я сам в шоке от того, какая волна пошла от этого видео. Поэтому я сразу и удалил видео. Но его успели скопировать и выложить уже в каких-то группах вконтакте, в инстаграме, по мессенджерам разлетелось. Мне сегодня звонят со всех сторон, телефон разрывается.

Поэтому я готовился к худшему. Думал, приду, а мне скажут: "Ты по такой-то статье уволен". Хотя я там ничего плохого-то не сказал, просто просил: "Пожалуйста, ребята, на митинги собираются такие же люди, как и мы, давайте не прибегать к такому беззаконию, беспределу".

И начальство, главное, понимает меня. По-человечески они согласны. Мы же не силовики, мы же не занимаемся разгонами общественных мероприятий, хоть и в одной структуре (ФГУП "Охрана", в котором работает Виктор Хоржиров, относится к Росгвардии). Единственное, за что ругали, – что выложил видео в открытом доступе. По существу вопроса они со мной согласны, но тот факт, что это в Сети появилось, очень их расстроил.

– Как вы считаете, почему протест в Бурятии достиг такого масштаба ?

– Очень долго это копилось. Мы, жители Бурятии, терпели разное беззаконие, и это длилось очень долго. И недавно прошедшие выборы, и предыдущие отметились нарушениями. Наверное, по всей России такое безобразие творится, но у нас, в Бурятии, раньше всегда по этому поводу молчали.

Но в эти выборы было прямо вопиющее беззаконие. Имею в виду нарушения. Если раньше подвозы избирателей хотя бы прятать пытались, за углом их высаживали, то тут в открытую приводили. В зал участка заходят и прямо там, где голосуют люди, эти алкоголики спрашивают: "Где деньги получить за голосование?" И прямо говорит, за кого он голосовал, чтобы деньги получить!

Обо всем этом сообщалось в полицию, но никаких протоколов там не составляли. Реально какое-то безобразие творилось.

Конечно, я тоже ходил голосовать и сам лично видел на участках все эти нарушения. Правда, не все успел заснять: телефон у меня медленный: пока доставал, пока настраивал, снимал уже хвосты.

Считаю, протест не был бы таким болезненным, если бы не было этих неадекватных задержаний. Эти силовые методы вообще не способствовали разрядке. Ведь на тот момент люди приходили без лозунгов. Да, между делом возмущались нарушениями, но основное-то было недовольство даже не по выборам – началось с того, что наши держиморды перестарались и задержали сподвижников шамана. И народу-то было не так уж и много, затихало уже понемногу. Но тут они начали применять дубинки, эти топорики.

12 числа я был на работе, поэтому сам лично на площади не был, не видел, как именно происходило силовое задержание. Но очевидцы, те, кто сам непосредственно на площади находился, из первых уст мне рассказывали, как ночью в автобус со спящими людьми бросили дымовую шашку. А когда люди выскочили на улицу – распылили газ "Черемуха".

В то, что слезоточивый газ распылил якобы вот этот мальчик, который сидит сейчас, задержан, – я в это не верю. Депутаты, люди, с которыми я ежедневно по партийным делам общаюсь, и просто очевидцы, обычные горожане, которые находились в тот момент на площади, – все как один уверяют, что он этого не делал и что у него не было при себе ничего даже похожего. Как не делал ни один из участников этого мирного протеста. И у меня нет оснований не доверять эти людям – и хорошо знакомым мне, и совсем незнакомым.

Если бы не мешали движению шамана, если бы те пошли своей дорогой – ничего бы этого, наверное, вообще не случилось бы. Мое личное мнение такое. Люди были очень обижены, что нас вообще за людей не считают. А эти задержания подогрели обиды.

– А как долго обида нарастала? Жители Бурятии уже давно наблюдают фальсификации на выборах?

– Из года в год. Такое ощущение, что это было всегда. Я сам последние несколько лет участвую в выборах: где наблюдателем, где членом участковой избирательной комиссии.

У нас было по четыре наблюдателя на участке. Все они присутствовали на контроле за избирателями и при подсчете голосов, и наблюдали одинаковую картину: сначала оба показателя идут ровно-ровно, то чуть разница в 1–2 бюллетеня, но это нормально – где-то недосчитались, где-то проглядели. Но с 15–16 часов начинались конкретные "провалы", и разница между количеством бюллетеней и числом пришедших на участок избирателей иной раз достигала 30 голосов – это очень много для отдельного участка.

– Как горожане отреагировали на возвращение прямых выборов мэра Улан-Удэ?

– Конечно, обрадовались. Появилась надежда на перемены к лучшему. Потом все обрадовались, когда Мархаев от КПРФ все-таки принял решение участвовать в выборах мэра. Не только коммунисты радовались, все воодушевились, вне зависимости от партии. Людям надоело, что им навязывали кандидатуру главы города.

– В видеообращении вы заметили, что конфликт хотелось бы разрешить мирным путем. Это как? Перевыборы?

– Перевыборы мэра однозначно должны быть. Поскольку на них эти безобразия были просто очевидны. Люди говорят, обсуждают, даже не сильно знакомые между собой: мы за того-то и того-то голосовали. И по этим обсуждениям было ясно, что все, практически все – процентов 90 – шли голосовать за Мархаева. Не друзья, не коллеги, не родные, а просто абсолютно незнакомые люди об этом сообщали. Это было так очевидно, что эти 53% выигрыша Шутенкова стали просто шоком для всех.

Это как когда мы голосовали за Путина или Грудинина: за Путина никто не голосовал, но он выиграл с 76%. Такие же чудеса.

Полную версию интервью читайте на сайте Сибирь.Реалии

XS
SM
MD
LG