Ссылки

Новость часа

Выборы в Венгрии: Орбан “спасает христианскую Европу” и идет на четвертый срок


Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан

В воскресенье в Венгрии проходят парламентские выборы, в результате которых, по опросам, правящая партия сохранит большинство в парламенте, а действующий премьер Виктор Орбан в третий раз подряд (и в четвертый раз в своей жизни) возглавит правительство.

Извне Орбана часто рассматривают как главного проводника интересов России в Евросоюзе: он постоянно критикует политику Брюсселя и очень часто хвалит президента России за восстановление силы и величия своей страны. Россия строит в Венгрии вторую очередь атомной электростанции “Пакш” (фактически за свои деньги – финансирование ведется за счет российского же кредита, условия которого широкой публике не известны), а Путин часто ездит в Будапешт.

Тем не менее, никаких осязаемых выгод Россия от тесной дружбы с Венгрией пока не получила: Орбан ни разу не попытался наложить вето на продление европейских санкций в отношении России, а в ходе последней массовой высылки российских дипломатов из США и других стран на фоне “дела Скрипаля” Венгрия не стала занимать особую позицию и тоже выслала одного российского дипломата.

При этом между Венгрией и Россией есть определенная близость, и только что завершившаяся предвыборная кампания это продемонстрировала.

Забор и Сорос

В этой кампании было два главных героя: почти двухсоткилометровый забор на венгерско-сербской границе и американский миллиардер Джордж Сорос. Забор играл главную положительную роль, Сорос был главным злодеем. “Для нас на первом месте Венгрия”, – гласил предвыборный плакат правящей партии “Фидес” с фотографией Орбана на фоне национального триколора.

Основной мотив нынешней предвыборной кампании Орбана определился летом 2015 года, в разгар кризиса, связанного с наплывом беженцев в Европу. Тогда тысячи мигрантов, проникшие в Евросоюз через сербско-венгерскую границу, скопились на площади перед Восточным вокзалом в Будапеште в надежде уехать оттуда в Германию. Однако с поездов их снимала полиция, потому что по европейским правилам беженец обязан просить убежища в первой же стране ЕС, на территорию которой он попал. Многие годы такими странами были главным образом Италия и Греция. Летом 2015 года поток беженцев, с которыми не справлялась Греция, устремился к сербско-венгерской границе. Фотографии запруженного изможденными людьми Будапешта обошли всю мировую прессу. И надолго запали в душу венгерским избирателям.

Восточный вокзал в Будапеште, июль 2015 года
Восточный вокзал в Будапеште, июль 2015 года

Кризис разрешился в течение двух недель: после заявления Ангелы Меркель о том, что Германия может принять к себе больше беженцев, чем она принимает, Орбан разрешил мигрантам проследовать куда они хотят, демонстративно заметив, что тем самым нарушает законы ЕС. Восточный вокзал опустел, беженцев в Венгрии осталось очень мало: по данным правительства, за последние три года убежище в стране получили 2269 человек, но 90% из них тут же отправились дальше, в более богатые и открытые страны северной Европы. Вдоль сербской границы в рекордные сроки вырос опутанный колючей проволокой забор. Виктор Орбан демонстративно обратился к Еврокомиссии с просьбой о пятидесятипроцентном финансировании этого строительства в размере 440 млн евро. Еврокомиссия столь же демонстративно отказала. 174 км забора были построены за счет венгерского бюджета.

Тем не менее, в политических речах венгерского премьера “орды иммигрантов” поселились надолго. Правительство провело "национальную консультацию" под лозунгом "Остановим Брюссель", а затем и референдум о квотах ЕС на прием мигрантов. Референдум оказался несостоявшимся, потому что в нем приняли участие меньше половины граждан с правом голоса, но Орбан все равно объявил его своей победой, потому что большинство участвовавших высказались против квот.

Иммигранты оставались главной темой речей Виктора Орбана и в текущем году: если не сдерживать их стеной, они заполонят всю Венгрию, превратив ее в страну преступности и беззакония (интервью на Радио Кошут 30 марта 2018 года), они же разрушат венгерскую экономику (речь в Сирмабешеньё 27 марта 2018 года) и начнут массово насиловать венгерских женщин и девушек: наплыв иммигрантов “принесет с собой терроризм и преступность, поставит под угрозу наших жен и дочерей, а наша культурная идентичность постепенно испарится” (интервью на Радио Кошут 2 марта 2018 года). Последнее заявление было сделано непосредственно в предвыборном контексте: все вышеперечисленное непременно произойдет, если граждане сделают неверный выбор 8 апреля. И даже больше.

27 марта, выступая на венгроязычном радио в Субботице (в этом регионе Сербии живут много венгров), Орбан попросту заявил, что венгры как нация находятся на грани исчезновения.

Население Венгрии составляет около 10 млн человек, еще 5 млн венгров живут в прилегающих странах и в эмиграции по всему миру. Один из таких эмигрантов и стал олицетворять в риторике венгерской правящей партии внешнюю угрозу. Этого всемирно известного венгерского эмигранта, миллиардера и филантропа, зовут Джордж Сорос. Он гражданин США.

Начиная с 2015 года венгерское правительство развернуло мощную антисоросовксую медиакампанию: именно Сороса (который, будучи либералом, выступает за интеграцию мигрантов в Европе, однако живет в США и с европейской политикой непосредственно не связан) обвинили в организации массовой миграции летом 2015 года.

Антисоросовские плакаты в будапештском метро
Антисоросовские плакаты в будапештском метро

По фабуле венгерского правительства, существует некий “план Сороса”, целью которого является уничтожение христианской культуры в Европе путем ее целенаправленного заселения мусульманами. “Соросовская мафия” действует непосредственно через руководство Евросоюза в Брюсселе. “В этой кампании мы сосредоточимся на внешних угрозах, – объяснял Орбан в июле 2017 года. – В предстоящие девять месяцев нам придется бороться против мафиозных структур Сороса, брюссельских бюрократов и средств массовой информации, которыми они управляют”.

“Непсабадчаг”, крупнейшая независимая газета в Венгрии, критиковавшая правительство Орбана, была закрыта осенью 2016 года и через две недели продана компании, связанной с ближайшим соратником Виктора Орбана Лоринцем Месарошем. Поскольку мусульман в Венгрии крайне мало, в антисоросовской риторике легко прочитываются антисемитские мотивы. “Сильные или умеренные” антисемитские взгляды в Венгрии разделяет, по данным проведенного в 2016 году исследования, треть населения.

В рамках антисоросовской кампании венгерский парламент принял законы, ограничивающие деятельность некоммерческих правозащитных организаций (многие из которых получают гранты от основанного Соросом “Фонда Открытое общество”) и Центральноевропейского университета, тоже основанного Соросом в Будапеште. По данным опроса, проведенного организацией Policy Agenda, две трети венгров считают, что Шорош Дьердь (так по-венгерски звучит имя американского миллиардера) участвует в выборах 8 апреля с собственной партией (на самом деле такой партии не существует).

Проведенную “Фидес” предвыборную кампанию нельзя назвать кампанией по дезинформации: в ее ходе была создана независимая от реальности картина мира, в рамках которой ответственно проголосовать можно только за Виктора Орбана. “Двадцать семь лет назад, – говорил Орбан в 2017 году, – мы в Центральной Европе верили, что Европа это наше будущее; сегодня мы думаем, что будущее Европы – это мы”.

Прошлое защитника Европы

Нынешний премьер-министр Венгрии Виктор Орбан участвует в политической жизни страны с конца 1980-х годов. Именно тогда в студенческих общежитиях Будапешта образовался “Союз молодых демократов” (FIDESZ) – либеральное молодежное объединение с возрастным лимитом членства в 35 лет. От имени этого движения Виктор Орбан произнес речь, сделавшую его навсегда знаменитым на родине: 16 июня 1989 года, в ходе церемонии по перезахоронению останков Имре Надя, казненного лидера венгерской революции 1956 года, Орбан потребовал немедленного вывода советских войск с территории своей страны.

Уже в начале 1990-х годов “Фидес” была переформатирована в право-либеральную партию, после чего ее покинули многие из ее основателей. Первую победу под консервативными знаменами Виктор Орбан одержал в 1998 году, став самым молодым премьером в Европе. За этим, однако, последовало неожиданное для Орбана поражение на двух следующих выборах: их выигрывали социал-демократы с левой повесткой, традиционно популярной в постсоциалистических странах.

Орбан принял поражение близко к сердцу и, воспользовавшись экономическим кризисом 2008 года, а также проведя мощную избирательную кампанию, в ходе которой он лично посетил все до одного избирательного округа в стране, одержал на выборах 2010 года оглушительную победу: “Фидес” получил в парламенте конституционное большинство. Орбан назвал результаты этих выборов “революцией в избирательных кабинах” и сразу же приступил к мощными реформам, поменяв конституцию и постепенно поставив в руководство всех без исключения органов власти своих верных сторонников.

Принцип лояльности власти и лично Виктору Орбану – главный в кадровой политике венгерского премьера. Лояльность вознаграждается по характерной для России схеме: выгодными контрактами, высокими назначениями близких и родственников. Система управления, созданная в Венгрии между 2010 и 2014 годом, может быть описана как непотизм, основной целью которого является коррупционное обогащение и сохранение власти. Правая идеология, открыто провозглашаемая политически, выполняет в этой системе вспомогательную роль, значительно меняясь в зависимости от обстоятельств.

Победа на выборах 2014 года при таком раскладе была “Фидесу” практически гарантирована, однако вскоре после них в партии наступил кризис: с Орбаном поссорился его ближайший соратник Лайош Шимечка, владелец провластной медиаимперии. Принадлежащие Шимечке СМИ стили открыто критиковать правительство, и у раздробленной оппозиции появилась надежда на конкурентные выборы в 2018 году. Никто не мог предвидеть, что европейский миграционный кризис 2015 года превратит Виктора Орбана в главного защитника христианской Европы, а небольшую центральноевропейскую страну, которую он возглавляет, – в поле цивилизационной битвы, от исхода которой зависят, если верить завершившейся предвыборной кампании, судьбы Европы в целом.

Политика (не)может быть другой

Парламентские выборы в Венгрии проходят раз в четыре года по смешанной системе: 93 из 199 мест распределяются пропорционально по партийным спискам, остальные 106 – по мажоритарным округам. В данный момент у правящей партии “Фидес” и ее вечного партнера по коалиции Христианско-демократической партии (которая лишь единожды в своей истории смогла попасть в парламент самостоятельно) 131 место, тогда как у крупнейшей оппозиционной силы, межпартийного блока Венгерской социалистической партии (МSZP) и партии “Диалог” всего 29 мест. Третьей крупнейшей силой в парламенте является крайне националистическая партия “Йоббик” (За лучшую Венгрию), не брезгующая антисемитскими лозунгами, но вот уже второй год активно критикующая правящую партию за воровство. У “Йоббик” сейчас 24 места.

Оппозиция представлена партиями “Политика может быть другой”, “Демократической коалицией” во главе с бывшим премьером Ференцем Дюрчани и движением “Вместе”, но у них в общей сложности всего 11 парламентских мандатов.

Плакаты партии "Йоббик", обвиняющие Орбана в воровстве, размещены на рекламных площадях, принадлежащих Лайошу Шимечке
Плакаты партии "Йоббик", обвиняющие Орбана в воровстве, размещены на рекламных площадях, принадлежащих Лайошу Шимечке

На воскресных выборах, по опросам, “Фидес” снова получит твердое большинство. Будет ли оно конституционным, не так важно, потому что основные законодательные реформы, облегчающие ему задачу сохранения власти, Виктор Орбан уже провел. Тем не менее, проблема коррупции, которую в независимых медиа (сохранившихся главным образом в интернете) все-таки широко обсуждают, может сыграть свою роль, поскольку большинство мест распределяются на мажоритарной основе. При условии хорошо организованной предвыборной кампании оппозиция может побеждать на местах. Это доказано двумя довыборами в парламент, имевшими место после 2014 года: в обоих случаях, в феврале и апреле 2015 года, победили кандидаты от оппозиции. В феврале 2018 года неожиданный для “Фидеса” результат дали выборы мэра в городке Ходмезёвашархей на юге Венгрии, знаменитом тем, что оттуда происходит ближайший соратник Орбана Янош Лазар, возглавляющий администрацию премьера. Мэром Ходмезёвашархея стал независимый кандидат от оппозиции Петер Марки-Заи, хотя его соперника от партии “Фидес” открыто поддерживал лично Орбан.

Самиздат и кукарекание: как в Венгрии проходила предвыборная агитация
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:09 0:00

Еще одно новшество нынешнего предвыборного цикла – официально зарегистрированная “Партия двухвостой собаки”, выступающей под откровенно абсурдными, очень смешными лозунгами. Пародируя традиционные предвыборные подачки правящей партии и премьера (в марте 2018 года правительство снизило примерно на 38 евро коммунальные платежи, а два миллиона пенсионеров получили по почте подарочные ваучеры на 32 евро лично от премьера), члены “Двухвостой собаки” раздают избирателям бесплатную туалетную бумагу, банки пива “Бесплатное”, а также высаживают во дворах деревья, нарядившись в костюмы животных. Потому что в политику, согласно их лозунгам, людей вообще лучше не допускать.

КОММЕНТАРИИ

По теме

XS
SM
MD
LG