Из рая в ад и обратно. Главные картины фестиваля доккино в Амстердаме

Фестиваль документальных фильмов IDFA третий год работает без своей основательницы Алли Деркс. Интерес к мероприятию с тридцатилетней историей, где в свое время прогремели некоторые из лучших авторов в жанре, не ослабевает.

В программе этого года сильна политическая составляющая. Здесь и обращение к большим историческим событиям с их участниками, и злободневные документы, и пристальная фиксация по-новому раскрывающейся повседневности.

Фестиваль пройдет с 19 ноября по 6 декабря.

"Горбачев. Рай", реж. Виталий Манский

Виталий Манский беседует с Михаилом Горбачевым в его подмосковном особняке. Через год последнему правителю СССР будет 90 лет. Живет ли он в раю? Молчат телефоны, по которым некогда передавались судьбоносные для страны сообщения. Темно в больших залах. Опираясь на ходунки, глубокий старик медленно передвигается от одного кресла к другому. Но ум его жив, глаза блестят. Горбачев требует водки себе и гостю. Уют русской дачи, зима за окном. Воспоминания о былом, страхи будущего.

Впервые Манский снимал бывшего президента Советского Союза двадцать лет назад: "Горбачев. После империи". Тогда еще бодрый герой фильма то гулял с друзьями в Ставрополье, то ездил на торжественный прием к папе римскому. "Преемник" Горбачева, Борис Ельцин, только что ушел в отставку, в воздухе снова повеяло переменами. Спустя двадцатилетие Путина Манский возвращается к Горбачеву, считая, что и тогда, и сейчас тот не был понят.

Своего восторженного отношения к герою фильма режиссер не скрывает. Для Манского Горбачев не "тот, кто развалил страну", а "тот, кто дал свободу", и другого ответа нет. За это благодеяние президент, по его словам, прошел через ад. А его рай в прошлом – прежде всего, это покойная жена Рая. Такая незатейливая игра слов. Манский считает, что Горбачеву поставят памятники, поэтому, пока есть возможность, хочет зафиксировать облик не бронзового, но человечного человека.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Это мой герой по жизни". Виталий Манский о Михаиле Горбачеве и новом документальном фильме

"Анни", реж. Хелена Тржештикова

Хелена Тржештикова – одна из самых известных документалистов Чехии. Ее излюбленный способ делать фильмы: взять камеру и снимать героя год за годом, порой на одну картину уходят десятилетия. Так появились фильмы о наркозависимой – "Катька", о закоренелом преступнике – "Рене", о простом среднестатистическом парне – "Личная вселенная". Теперь в эту человеческую комедию добавилась глава "О секс-работнице".

Анни стала работать на улице, когда ей исполнилось 46 лет, – случай, прямо сказать, нетипичный. Своим ремеслом она продолжала заниматься 15 лет до самой смерти. Годы спрессованы в часовой фильм Тржештиковой. В пересказе история Анни звучит мрачно: пожилая женщина в перерывах между сменами уборщицы в общественном туалете идет на зимние пражские улицы ждать "милости" редких клиентов. Но героиня не производит впечатление печального человека. Режиссеру фильма она и вовсе напомнила Джульетту Мазину.

Анни на вырученные деньги покупает подарки внукам к Рождеству. Участвует в представлениях благотворительной организации в помощь секс-работницам "Удовольствие без риска", спускает мелочь в игровых автоматах. Беззаботно курит и рассуждает о том, что нужно жить не как все, а в свое удовольствие. Авторское название фильма – "Предпоследняя сигарета".

"Тихий голос", реж. Река Валерик

В 2019 году фильм Дэвида Франса "Добро пожаловать в Чечню" стал фестивальным хитом и рассказал мировому сообществу о преследованиях ЛГБТ в республике: массовые задержания, пытки, похищения и убийства. В этом году в прокат выходит лента "Тихий голос" от режиссера под псевдонимом Река Валерик.

В первом случае это "проникновение" западного режиссера в республику, где преследуют геев. Во втором – рассказ чеченца о чеченце, который бежал из-за гомофобии на Запад. Фильм почти не проговаривает причины случившегося и не проповедует свободу сексуальности. Режиссер хочет, чтобы "его посмотрели в Чечне и почувствовали боль человека".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: На фестивале "Сандэнс" показали фильм о преследовании геев в Чечне

Хаваж, бывший боец ММА, лежит без движения и сил в разных гостиничных номерах. Он слушает сообщения в WhatsApp от своей матери – умоляющие, увещевающие, проклинающие. Сам Хаваж, избитый родным братом и под угрозой смерти бежавший из страны, от шока потерял голос. Удача для режиссера – воплотившаяся метафора. Человек без права говорить, шептать, даже произнести свое имя.

Хаважу помогают волонтеры, но он всегда в опасности. В кадре всегда полумрак, нам нельзя видеть лицо героя, ему не хочется на улицу ярким днем. Он находит бельгийского друга, с которым занимается спортом. А затем Хаважу наглядно показывают, что все залы для единоборств наполнены и контролируются чеченцами. Они уже знают о нем и ищут его. Хаважу приказано покинуть Брюссель. Лишь голос матери всюду следует за ним.

"Матери", реж. Мирьян Бакир

Полнометражный документальный дебют режиссера Мирьям Бакир, которая родилась в семье марокканских эмигрантов во Франции. Бакир выросла в Париже и там же начала снимать первые короткометражки. Но уже третий ранний фильм режиссер снимала в Марокко, как бы обращаясь к корням. Картина "Матери" уже всецело посвящена социальным проблемам арабской страны.

Главная героиня фильма – активистка Махджуба Эбдуш, основательница организации Oum al Banine, что можно перевести как "Матери". Быть матерью вне брака в Марокко незаконно. Помимо преследований властей, таким женщинам грозит отторжение общества. Организация Эбдуш не только предоставляет матерям-одиночкам временное жилье и помогает материально, но и примиряет многих женщин с их семьями.

В молодости героиня фильма жила простой жизнью марокканской женщины. Когда в автокатастрофе погиб ее муж, Махджуба осталась одна с шестью детьми. Хоть ее статус и не был вне закона, Махджуба быстро поняла, как трудно выжить без мужской опоры в стране. Она начала осваивать профессии – например, оказалась второй в Марокко водительницей автобуса и стала феминисткой, что все еще редкость в ее культуре. А позже начала помогать другим – и теперь известна всем в стране. Сотни женщин приходят к "Матерям", сотни детей рождаются.

"За стеной из красного кирпича"

В ноябре прошлого года Гонконгский политехнический университет стал одним из центров противостояния протестующих с полицией. Жители Гонконга вышли на улицы, чтобы не допустить закона об экстрадиции арестованных в Китай. Со временем это переросло в отчаянный протест против уже почти состоявшегося присоединения "вольного" города к КНР.

Сотни студентов Политехнического и сочувствующих, включая несовершеннолетних, захватили здание, которое находится в стратегически важном узле Гонконга. Легкого штурма у полиции не получилось: осажденные ответили камнями, коктейлями Молотова и даже стрелами из арбалетов. Мост, ведущий к университету, был подожжен. Так в современных событиях отразились важные китайские символы – кирпичная стена, запретный внутренний город...

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Гонконг официально отозвал законопроект об экстрадиции в Китай. Документ вызвал многотысячные протесты

Вместо щитов студенты на улице прикрываются символическими цветными зонтиками. Это делает еще более символичной параллель: Париж, май 1968, цветы на асфальте, захваченная студентами Сорбонна. Кстати, тогда символом свободы для французской молодежи был... китайский диктатор Мао Цзедун. Вскоре после захлебнувшейся революции Годар, Крис Маркер и другие сняли о событиях принципиально анонимную документалку Cinetracts. Подобным образом поступили и авторы этого фильма, назвавшие себя "Союзом гонконгских документалистов". Ведь авторство – тоже диктатура.

"Этот дождь никогда не кончится", реж. Алина Горлова

Алина Горлова не первый раз обращается к теме войны – что закономерно для сегодняшнего украинского документалиста. На этот раз режиссер снова касается конфликта на Донбассе, но речь также пойдет и о других войнах, а также о войне в целом, на земной поверхности и в душах людей.

Задумав фильм как короткометражку, Горлова вскоре перекроила первоначальный замысел и получился большой международный проект. Это было обусловлено самой материей, вернее, путем героя фильма. Андрей Сулейман – украинец сирийского происхождения. Его отец Лазгин бежал от войны к украинской семье. Братья Лазгина оказались разбросаны по свету: один в Германии, другой – в иракском Курдистане, третий остался в Сирии.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Сняться в доке, чтобы забыть войну. Показываем фильм "Явных признаков нет"

Андрея не отпускает война: он волонтер в Службе Красного Креста в зоне конфликта на Донбассе. Герой ненадолго едет к родственникам в Германию. Там, в европейской тиши, к нему приходит искушение остаться здесь, подальше от боли и крови. Но отец Андрея внезапно умирает. Тогда сын Лазгина везет его тело на родину в Сирию.

Черно-белая камера фиксирует бесконечную дорогу человека и вечное возвращение, среди новых войн и мирной жизни, горя и счастья. Особое место в этом пути занимают "магические" пограничные места: разделительные линии под Луганском или граница с Ираком. Переход через них – переход в другое пространство, куда отправляется и зритель.

Мнения обозревателей Настоящего Времени не всегда отражают точку зрения редакции