Ссылки

Новость часа

Один вагон на Уродов остров. Как погибает дорога Тихвин – Будогощь


Всего в двухстах километрах от Петербурга находится уникальная железная дорога. Она соединяет города Тихвин и Будогощь. Интенсивность движения на этом перегоне одна из самых низких в Европе – лишь раз в неделю по этой дороге ходит поезд с одним-единственным вагоном. Утром – туда, вечером – обратно. Вдоль этой железнодорожной ветки стоят деревни и поселки. Сухопутной альтернативы этой "дороге жизни" пока нет. Только недавно в этих краях начали восстанавливать грунтовую дорогу, разбитую ранее лесовозами. Но пока состояние ее такое, что проехать можно только на вездеходе. К тому же, как считают местные жители, со строительством дороги власти опоздали – все, кто мог, эти места уже давно оставили. Ведь выжить в такой глуши могут лишь самые стойкие.

Между двумя конечными станциями, Тихвином и Будогощью, всего девять остановок. Во второй половине ХХ века железнодорожной веткой пользовались тысячи человек.

До сих пор жизнь многих местных зависит от этой железной дороги: кто-то по ней ездит, а кто-то ее обслуживает.

Житель Тихвина Александр Богданов на пенсии. Он путешествует по железнодорожным станциям – смотрит и изучает, что осталось. А еще ищет в архивах информацию о том, кто и когда прокладывал железную дорогу среди местных лесов и болот.

"Есть такая легенда, что якобы руководили этими изысканиями немецкие инженеры. Тогда мы как раз в 1939-м с немцами были нормально", – делится Александр.

Он рассказывает, что в конце 1930-х железнодорожную ветку Тихвин – Будогощь планировали как часть большого объездного пути вокруг Ленинграда. Но началась война. И дорогу едва успели довести до Будогощи.

Во время войны по этой дороге ходил бронепоезд, в последующие мирные годы – пассажирские и товарные составы. Долгие годы ветку не ремонтировали. Самые опасные участки латают, но, по словам местных, "стоит вопрос о том, чтобы ее совсем закрыть".

Ирина Байкова уже много лет работает здесь проводницей. Говорит, что пассажиров знает в лицо – пользуются железной дорогой одни и те же: "Народу ездит сейчас все меньше и меньше. Но очень много людей, молодежь особенно, которые ездят сейчас до Будогощи".

Будогощь – поселок городского типа с населением почти четыре тысячи человек. Многие его жители переехали. Главным образом в Тихвин – работать и учиться. В родной поселок они наведываются только по субботам.

В часе пути от Тихвина находится станция 4-й разъезд. Здесь в полной изоляции спряталась деревня Остров. Сюда нет другой дороги, кроме железной. От станции до деревни примерно два-три километра пути по грязной грунтовке с глубокими колеями, по которой с трудом может проехать даже хороший внедорожник.

Местные жители рассказывают, что в начале 1960-х деревня называлась Уродов остров. Здесь жили около двухсот человек.

Прошлой осенью вдруг наспех была проложена грунтовка. Это случилось после того, как жители "написали в Кремль".

Владимир Никитин родился и вырос в Острове. Он рассказывает, что в 1970-х, когда начал разваливаться колхоз, его семья уехала в Тихвин. Жителей в деревне тогда было много, потому что железная дорога работала как часы. Многие приезжали на лесные болота за клюквой.

Никитин посвятил железной дороге всю жизнь – работал на ней мастером, как и его отец.

Тамара Яковлева, староста поселка Клинец, говорит, что местные уже не раз жаловались властям всех уровней. Отсутствие работы, магазина и транспорта заставляет сельчан искать лучшей жизни. По словам Тамары, Клинец оживает только летом, когда сюда можно добраться на легковом автомобиле.

Староста уверяет, что местную железную дорогу разбирают прямо на глазах. "То ли разворовывают, то ли ремонтируют".

XS
SM
MD
LG