Ссылки

Новость часа

Как работает схема лечения, из-за которой уволили московского врача Каабака. Объясняет трансплантолог из Израиля


В России умерла годовалая девочка Настя Орлова, которая ждала пересадки почек. Ее лечащим врачом был Михаил Каабак – специалист по детской трансплантологии. Каабака и его коллегу Надежду Бабенко уволили из Национального центра здоровья детей в Москве за то, что они использовали не утвержденную Минздравом схему подготовки к операциям (позже обоих врачей восстановили на работе после встречей с министром здравоохранения).

Российские врачи применяли схему подавления иммунитета, которую не одобрял российский Минздрав. Перед пересадкой детям вводят препарат, который в России используют для лечения рассеянного склероза.

Применяется ли подобный метод в других странах, Настоящему Времени рассказала Полина Степенская. Она – профессор, заведующая отделением пересадок костного мозга и иммунотерапии израильской клиники Хадасса:

Врач-трансплантолог из Израиля объяснила схему лечения, из-за которой уволили московского врача Каабака
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:11 0:00

– Препарат начали применять для рассеянного склероза совсем недавно. Изначально, может уже лет 30, его применяли при пересадке костного мозга. Препарат разработан много-много лет назад в Англии, называется он "Кэмпас" (Campath) – Cambrdge Pathology, потому что он разработан в Кембридже. Вообще его название – алемтузумаб. Но много лет мы его называли "Кэмпас". Вторично его стали применять для лечения рассеянного склероза недавно.

Его не только в Израиле применяют, прежде всего начали применять в Англии, потому у нас, теперь еще широко применяют и в Германии, и в Америке, да и в принципе во всем мире.

В чем суть этого препарата. Его используют против белка CD52. Этот белок экспрессируется на очень многих клетках иммунной системы: на Т-лимфоцитах, на B-лимфоцитах, на NK-лимфоцитах и на антигенпредставляющих клетках (APC). В принципе, давая такой препарат, мы делаем довольно сильное подавление иммунитета и таким образом предотвращаем отторжение и многие другие вещи.

Его стали применять при лечении рассеянного склероза именно для того, чтобы подавить иммунитет. Мы знаем, что патогенез рассеянного склероза – активация иммунной системы. Как я уже сказала, для рассеянного склероза препарат используют вторично.

– Используют ли этот препарат при пересадке почек, например, маленьким детям. Как об этом идет речь в деле с Каабаком?

– Да, используют.

– В странах, о которых вы говорите, в них подтверждена эта схема Минздравом?

– Про них я не знаю. В каждой стране свои регуляции, свои правила. Когда мы в Израиле пользуемся какими-то протоколами, нам не нужно разрешение Минздрава. Мне нужно, чтобы эти протоколы соответствовали международным стандартам, чтобы они были одобрены этическим комитетом. Все.

– А такие стандарты есть, и этот препарат одобрен?

– Да.

– Оппоненты уволенных врачей говорят, что при применении такой схемы проявляются побочные эффекты. Так ли это? Какие могут быть осложнения?

– Осложнения бывают всегда при любых лекарствах. Знаете, в медицине то, у чего нет побочных эффектов, обычно не работает. Нет лекарств, которые были бы эффективными, но которые бы не вызывали осложнений. Поскольку мы подавляем иммунитет, то, возможно проявление различных инфекций: вирусных, бактериальных, грибковых. Это происходит при любой пересадке. Невозможно сделать пересадку, не подавляя иммунитет. Иначе организм и иммунная система реципиента отторгнет любой орган донора. Поэтому любой препарат, который применяют при пересадке, он – иммуносупрессивный, он подавляет иммунную систему.

Каабак получил широкую известность в России как один из немногих хирургов, который делал операции по пересадке почек детям с весом меньше 10 килограммов (то есть которым было 1-2 года). В ноябре его и Надежду Бабенко уволили из Центра здоровья детей. Официальной причиной стало то, что врачи нарушили принятые в России медицинские протоколы и применяли неутвержденную Минздравом схему иммуносупрессии (временного ослабления иммунитета для профилактики отторжения пересаженных органов).

26 ноября глава Минздрава России Вероника Скворцова провела встречу с детским трансплантологом Михаилом Каабаком и сразу же после нее поручила восстановить на работе самого хирурга и его коллегу Надежду Бабенко. Каабак и Бабенко по-прежнему будут работать в Национальном медицинском исследовательском центре (НМИЦ) здоровья детей.

XS
SM
MD
LG