Ссылки

Новость часа

"Одних освобождают – на их место завозят других". На фоне новостей о помиловании политзэков в Беларуси продолжаются репрессии


Белорусские политзаключенные, 11 сентября освобожденные и высланные в Литву в рамках соглашения, заключенного при посредничестве США
Белорусские политзаключенные, 11 сентября освобожденные и высланные в Литву в рамках соглашения, заключенного при посредничестве США

16 сентября, в преддверии так называемого Дня народного единства, Александр Лукашенко подписал указ о помиловании 25 человек – часть из них освобождена по так называемым "экстремистским", то есть политическим статьям. Параллельно в стране продолжаются репрессии по политическим причинам – преследовать за инакомыслие в Беларуси продолжают даже спустя пять лет после массовых протестов 2020 года.

Имена последних помилованных не известны. Как сообщила пресс-служба Александра Лукашенко, на свободу вышли 25 человек: 13 мужчин и 12 женщин – одна из которых многодетная мать. Большинство из освобожденных не достигли 40 лет.

Это происходит после визита Лукашенко в августе спецпосланника президента США Дональда Трампа Джона Коула. Америка сняла санкции с "Белавиа", а 11 сентября в Беларуси освободили 52 политзаключенных. В ходе визита Коул напомнил о словах президента США Дональда Трампа с Александром Лукашенко перед встречей с Владимиром Путиным на Аляске: о том, что Вашингтон и Минск обсуждают освобождение 1300 политзаключенных.

"Освоиться. Наладить жизнь"

Среди освобожденных 11 сентября были журналист Радио Свобода Игорь Лосик, а также бывший кандидат в президенты Николай Статкевич. Он оказался единственным, кто отказался пересекать границу с Литвой и остался на нейтральной полосе на границе. Через несколько часов люди в масках увезли его в неизвестном направлении.

Точное местонахождение Николая Статкевича до сих пор неизвестно.

15 сентября издание "Наша Нива" со ссылкой на свой источник сообщило, что политик может находиться в колонии в городе Глубоком Витебской области, где отбывал 14-летний срок. Решение мужа остаться в Беларуси в интервью телеканалу Дождь прокомментировала его жена Марина Адамович.

"Освоиться. Наладить жизнь". Белорусские политзаключенные выходят на свободу после помилования, но меньше в стране их не становится
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:24 0:00

"Это его позиция. Это его многолетняя позиция, которую он не один раз высказывал. То есть он многократно при самых разных обстоятельствах говорил, что он не уедет из Беларуси", – сказала она.

Среди тех, кого вывезли в Литву, – политики, журналисты, активисты, блогеры. Один из теперь уже бывших политзаключенных Дмитрий Козлов, который провел за решеткой более пяти лет, рассказал Настоящему Времени, как начинает жизнь на свободе.

"Осваиваю телефон. У меня ничего не осталось. Я приехал. У меня вот только сумка тюремная и вот эта жизнь. Нас депортировали из нашей страны и у меня ничего нет. Только то что вот тут дали", –перечисляет он.

О планах говорит просто: "Освоиться. Наладить жизнь и продолжать работать в медиасфере. Заниматься ведением каналов про политику и не только про политику. У меня есть идеи различные, проекты и буду их реализовывать".

У части политзаключенных, которых выдворили за границу, белорусские силовики забрали паспорта. Кроме морального и физического восстановления им также предстоит заниматься легализацией в новой стране.

"Двери, которые крутятся"

Несмотря на освобождение, в стране продолжаются задержания и суды по политическим причинам.

16 сентября к четырем годам колонии строго режима Минский городской суд приговорил журналиста Игоря Ильяша за комментарии и интервью независимым медиа. Перед этим в Беларуси была арестована его жена, журналистка телеканала "Белсат" Катерина Андреева.

Как заметил в беседе с Настоящим Временем Леонид Судаленко из правозащитного центра "Весна", ситуация с репрессиями "напоминает двери, которые крутятся: одних освобождают, а на их место тут же завозят других".

"Я считаю, что пока белорусский режим не готов остановить репрессии. Я думаю о том, что это помилование свидетельствует о том, что режим даже не готов выпускать, помиловать всех людей. Что такое 25 помилованных, когда в стране более тысячи политзаключенных? Если вы говорите, что это праздник, который вы придумали, так, пожалуйста, помилуйте тысячу", – говорит он.

Правозащитник добавляет, что Минск продолжит торг политзаключенными с Вашингтоном.

XS
SM
MD
LG