Ссылки

Новость часа

Когда дети – "враги государства": в Беларуси за критику режима угрожают лишением родительских прав


"Мой обыск начался с фразы: я иду в тюрьму, а моего ребенка забирают". В Беларуси за критику режима угрожают лишением родительских прав
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:12 0:00

"Мой обыск начался с фразы: я иду в тюрьму, а моего ребенка забирают"

Власти Беларуси используют детей для давления на оппозиционеров. Противников режима Лукашенко шантажируют тем, что их посадят в тюрьму, а детей отправят в детские дома. После таких угроз многие из них вынуждены покинуть страну.

В октябре украинская правозащитная организация "Центр гражданских свобод" в рамках международной кампании солидарности #BelarusWatch призвала обратить внимание на подобные угрозы, а также случаи физического и психологического насилия над несовершеннолетними со стороны силовиков.

Катерина Водоносова – музыкант и телеведущая из Беларуси, мать двоих детей. В Украину она вынуждена была бежать с семьей после того, как ей сообщили, что за активную позицию женщина окажется в тюрьме, а ее дети – в детдоме.

"Особенно стало страшно, когда незнакомые люди начали звонить и говорить, что нужно уезжать, – рассказывает Катерина. – Мы вас видели на таком-то концерте... Мы действительно с дочкой выступали во дворах. Она очень хорошая скрипачка, в свои 10 лет мне аккомпанировала. Оказалось, что этого делать было категорически нельзя. Это противозаконно для Беларуси, и абсолютно случайно я узнала, что мою семью ставят в социально опасное положение".

Катерина Водоносова – лидер группы Kaciaryna Vadanosava & Fantasy Orchestra – вела передачу "Живая культура" на канале "Беларусь 3"
Катерина Водоносова – лидер группы Kaciaryna Vadanosava & Fantasy Orchestra – вела передачу "Живая культура" на канале "Беларусь 3"

Правозащитнику Владимиру Яворскому угрожали забрать девятилетнего Даниила. Сначала силовики задержали жену Татьяну, а потом пришли за Владимиром и увезли на допрос.

"Мой обыск начался с фразы: я иду сейчас в тюрьму, а моего ребенка забирают, поскольку моя жена на то время находилась [в изоляторе] на Окрестина, – рассказывает Владимир. – Соответственно, официально опекунов у ребенка не оставалось, хотя были родственники, могли взять его. Но мне сказали, что его заберут и мы несколько месяцев его не увидим. Его никто не увидит".

Шантаж с использованием детей оппозиционно настроенных белорусов – обычная практика для режима Александра Лукашенко. Политик Алесь Логвинец рассказал Настоящему Времени, как после административного ареста в 2017 году его семью угрожали признать "социально неблагополучной", если он не прекратит политическую деятельность.

"Понятно, что у меня было негодование, – делится политик. – Но никаким образом меняться я не собирался, вряд ли это может напрямую остановить человека".

В 2020 году в Беларуси состоялись президентские выборы. В ответ на фальсификации люди вышли на протесты, на которые власти ответили милицейским насилием. Власти страны официально предупреждали, что будут изымать детей у родителей, участвующих в протестах.

"С теми родителями, которые не понимают этой ситуации в правовом поле, проводятся беседы, разъяснения, – заявлял представитель Генеральной прокуратуры Алексей Подвойский. – Помимо всего, прокурор вносит официальное предупреждение. В дальнейшем у нас есть органы опеки и попечительства. В ряде случаев они могут рассматривать вопрос о нахождении ребенка в социально опасном положении".

Многие семьи, оказавшись под давлением силовиков, не ждут второго предупреждения и уезжают из страны практически без вещей. Так поступила Катерина Водоносова: "Когда я сказала, что нам нужно уезжать срочно, что мы не можем взять с собой ни вещей, ни игрушек, ничего, ни книжек, – они сказали "окей" и пошли в свою комнату. И вот история, которая меня просто прибила на тот момент: они возвращаются из комнаты и приносят – у каждого в руках жменя... сразу видно, что это собирал ребенок: это не дорогая ювелирка или деньги. Это куски киндеров, конструктора, бумаги, на которой они писали свои желания".

"Родственниками шантажируют, – объясняет Владимир Яворский. – Мужа шантажировали женой, жену шантажировали мужем. Но шантажировать детьми – это самый крайний аргумент. Ну там людей еще пытали!"

Кроме бытовых проблем у детей из-за пережитого стресса могут возникнуть проблемы со здоровьем, объясняет психолог Алла Мартинович.

"Среди родителей практически каждый первый приезжает с паническими атаками. Потому что когда ты находишься в постоянном стрессе, бежишь на балкон, смотришь – ОМОН, милиция за тобой приехали. Каждый шум, стук – ты вздрагиваешь. У нас сейчас такая ситуация: приехали родители с ребенком. У мамы панические атаки, пока она не адаптировалась, и ребенок тоже не спит по ночам", – говорит специалистка.

Мигранты из Беларуси рассказывают, что системы адаптации для иностранцев в Украине нет: взрослым и детям приходится начинать жизнь с нуля. В то же время власти Украины обещают помочь белорусским детям в адаптации.

"Мы не можем отгораживаться от каких-либо детей: будут это белорусские, румынские или венгерские, – заявляет народный депутат Украины Тарас Тарасенко. – Белорусское сообщество в Украине есть. Просто сейчас оно увеличивается. И мы должны это учитывать. У нас есть возможности печатать на белорусском, видеоуроки делать на белорусском".

Белорусские активисты в Украине призывают семьи, которым угрожают забрать детей по политическим мотивам, не молчать и обращаться в "Центр гражданских свобод" за помощью.

XS
SM
MD
LG