Ссылки

Новость часа

Фермеры Балтии требуют вернуть гастарбайтеров: некому собирать урожай


Фермеры в Балтии требуют вернуть им гастарбайтеров: некому собирать урожай
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:17 0:00

Пандемия коронавируса и закрытие границ серьезно ударили по сельскому хозяйству и строительству стран Балтии. В Латвии, Литве и Эстонии не хватает гастарбайтеров – приезжих из Узбекистана, Украины и Беларуси: без них урожай собирать просто некому.

Латвия за последние 15 лет потеряла почти четверть населения: десятки тысяч жителей страны уехали жить и работать в страны Западной Европы. До пандемии ситуацию спасали украинцы и белорусы, которые приезжали работать в строительстве и сельском хозяйстве. Но сейчас границы со многими странами закрыты, а за тех, кто все-таки может приехать, балтийским фермерам приходится конкурировать с коллегами из Польши и других стран.

"В среднем нам в Латвии надо тысячу человек из третьих стран, чтобы мы могли более-менее убирать урожай, – говорит Мартиньш Тронс, представитель организации "Крестьянский Сейм". – На данный момент где-то 200 человек приехали из других стран. Есть конкретные люди, из конкретных регионов Украины и даже из конкретной деревни: они приезжают в Латвию работать уже пять или восемь лет".

Пока в Латвии действовал режим чрезвычайной ситуации из-за коронавируса, многие местные крестьяне свой урожай потеряли: та же клубника просто сгнила на полях. Сейчас ограничения немного ослаблены и латвийские фермеры могут пригласить в свои хозяйства иностранную рабочую силу. Но правил, которые необходимо соблюдать, все равно очень много. Одно из требований – обязательный двухнедельный карантин. На прошлой неделе в Латвии произошла новая вспышка заражения COVID-19 – после того как в страну через Беларусь приехала группа рабочих из Узбекистана. Всю группу в итоге пришлось изолировать.

Янис Биерандс занимается сельским хозяйством больше 30 лет. У него 76 га земли между Ригой и Юрмалой, часть он сдает другим крестьянам под пашню, остальное использует сам. В его хозяйстве сейчас в самом разгаре сезон плодовой черники.

30 лет назад владелец пытался действовать по стандартной схеме: каждый сезон он нанимал рабочих на сбор урожая, потом вез ягоды в город и продавал. Но в итоге схема не сработала – слишком много затрат, слишком много проблем с наймом сезонных сборщиков. Так что в хозяйстве перешли на другую схему работы – сборщики ягод, то есть покупатели, приезжают сюда сами и собирают сколько нужно.

"Мы специально выбрали такую модель, чтобы не искать рабочих каждый сезон. Нас всего тут работает три человека – и еще два бухгалтера, которые ведут все дела, – объясняет Янис Биерандс. – К нам в основном семьями приезжают, мамочки с детьми. Приезжают сами, потом зовут друзей и соседей. По выходным у нас тут полно людей".

Для клиента такая черника стоит дешевле, чем на рынке или в магазине, причем чем больше собрал, тем ниже цена. С Яниса в этом году стали брать пример и другие крестьяне – но большинство все-таки пока говорит, что для них это вынужденная мера в отсутствие сезонных рабочих.

Латвийские крестьяне признают, что основная проблема с наймом рабочих сейчас – зарплаты. Они не могут платить сборщикам столько же, сколько хозяйства в Польше или Германии: в этом случае им придется поднимать цены на продукты – и их перестанут покупать.

Нехватка рабочей силы сейчас актуальна во всех сферах в Балтии, в том числе не хватает и высококвалифицированных специалистов. В Латвию в последние годы приехало много IT-специалистов из Украины. Татьяна Балан как раз из таких: она переехала из Одессы в Ригу вместе с мужем – ему предложили работу в латвийской IT-компании. Переехать решили не только из-за возможности заработать: для семьи украинцев Латвия – это тихая и понятная Европа.

"Может, чего-то мне и не хватает: родственников, подруг, но если связываться с медициной, образованием, с госструктурами… там понятно, что мне языка не хватает, но все четко и понятно. Для меня прозрачно, как все работает", – говорит Татьяна.

Татьяна и ее муж планировали пожить в Латвии год, присмотреться, но в итоге остались надолго. Татьяна выучила латышский язык и получила постоянный вид на жительство, а затем вместе с мужем открыла свою IT-компанию.

"Нашей фирме где-то три года, но в нормальном темпе она работает где-то года два, – рассказывает украинка. – Пока найдешь первый проект, потом какой-то проект провалился".

IT-специалисты и инженеры из Украины и Беларуси – это новая волна миграции в Балтию. Многие задерживаются здесь лишь на пару лет, а потом едут дальше в Скандинавию или страны Западной Европы: там тоже не хватает специалистов, а зарплаты выше. Но есть и те, для кого маленькая страна стала новым домом.

По теме

XS
SM
MD
LG