Ссылки

Новость часа

Обозреватель The Insider: Скрипаль "мог рассказывать про связи бандитов со спецслужбами России"


Бывший российский разведчик Сергей Скрипаль, который в марте 2018 года был отравлен "Новичком", в последние годы, по информации The New York Times, работал с испанской разведкой. Что мог рассказать Скрипаль о "русской мафии" и при чем здесь бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко, об этом корреспондент Настоящего Времени спросил у обозревателя российской версии "Инсайдер" Анастасии Кириленко.

— Суд продолжался около двух месяцев, я была на всех заседаниях. Надо сказать, на нем выступали эксперты испанских спецслужб CNI, потому что мафия не то чтобы предъявляет визитки. Там предполагалось, что должны быть экспертные доклады, которые бы доказывали, что Тамбовская ОПГ вообще существует, потому что сами обвиняемые избрали такую линию защиты, например, Резник – что его нельзя обвинять, потому что он депутат Госдумы и что никакой группировки не существует.

— Правда ли, что испанцы долго не понимали, кто эти люди и как они работают, и только спустя некоторое время с помощью неких российских информаторов разобрались, с чем имеют дело?

— О том, что собирались допросить Александра Литвиненко, действительно уже известно довольно давно, со времени, когда это WikiLeaks опубликовал. Но на самом деле там небольшая путаница: Литвиненко собирался допросить прокурор Хосе Гринда. Что делали в это время испанские спецслужбы – не совсем понятно. В частности, на процессе они это никак не упоминали. Умер другой свидетель, который также дал показания, – Михаил Монастырский. Выступал свидетель, который его допрашивал.

Каждое утро для вас – наша рассылка.

Но Литвиненко успел встретиться с Хосе Гринда 1 июля 2006 года в Лондоне, и он, например, заявил, что Захар Калашов, который сейчас Шакро Молодой, задержан в России, он связан с ГРУ. И в этом качестве они поставляли, например, оружие курдам, чтобы насолить как-то Турции.

— Некий человек, "бандит", который признан "бандитом" российским судом, был связан с ГРУ, они занимались торговлей оружием в интересах России, Скрипаль был сотрудником ГРУ, работал в Испании. Что он мог рассказать такого, чтобы его надо было отравить в Солсбери?

— Во всяком случае он мог рассказывать как раз про эти же связи бандитов со спецслужбами России. Причем поскольку он сам был из ГРУ, вполне возможно, к нему по этой теме обращались. Тогда же испанцы оборонялись от захода "Лукойла" на свой рынок, потому что "Лукойл" хотел создать совместное предприятие в Испании. И там бандиты, правда, они были не тамбовские, а тот же Калашов, был такой Ониани, они чуть ли не ногой дверь открывали, говорили, что "нужно общаться с нами". Вот эти все темы на самом деле в одно время развивались.

— На суде выступали эксперты, которые объясняли судье, что такое мафия и как она устроена в России, требовалась ли этому следствию и этому суду экспертная оценка, которая бы объясняла связь между преступниками, "бандитами" и спецслужбами? Мог Скрипаль быть экспертом, который бы дал такую оценку?

— Дело в том, что непосредственно на этом суде Скрипаля не было. Я думаю, что его пытались убить во время этого процесса. Дело в том, что даже статья The New York Times, там все очень "сыро".

Так вот во время этого процесса, я думаю, что если бы было связано именно с тамбовскими, прокуроры бы сказали об этом, потому что он проходил очень брутально. Прокурор Хосе Гринда говорил, например, что Трабер отправил команду по сбору компромата, что сейчас будет против него новый компромат, заявил дополнительные доказательства о том, что есть заказ на убийство этого прокурора и так далее. Один свидетель, кроме Литвиненко, еще погиб – Михаил Монастырский. Если бы была непосредственная связь (это лично мое мнение)…

Другое дело, что Скрипаль мог консультировать испанские спецслужбы и даже, скорее всего, это делал по широкому кругу вопросов – по русской мафии. А существуют как минимум пять дел по различным группировкам, включая этого Калашова, которого Литвиненко связывал с ГРУ.

КОММЕНТАРИИ

XS
SM
MD
LG