"Признание "ЛНР" и "ДНР" может быть подано как большая геополитическая победа". Зачем Госдуме признавать сепаратистские образования?

Ваш браузер не поддерживает HTML5

"Признание будет подано как большая геополитическая победа": Леонид Гозман – о признании Госдумой сепаратистских "ЛНР" и "ДНР"

Обновление:

Депутаты Госдумы 15 февраля проголосовали за постановление об обращении к президенту России Владимиру Путину о необходимости признания так называемых "ЛНР" и "ДНР".

На заседании парламентарии рассматривали два проекта обращения к президенту с призывом признать сепаратистские "ДНР" и "ЛНР". Один проект документа внесен депутатами от фракции КПРФ: он предполагает, что сразу после принятия его незамедлительно направят на подпись Путину. Второй проект внесли депутаты от правящей "Единой России", и в нем депутаты предлагают идти по более длинному пути официального признания сепаратистских образований. Документ будет направлен сначала в МИД РФ, а затем в другие правительственные структуры "для изучения и отзывов", после чего "можно будет вернуться к его рассмотрению".

За проект постановления КПРФ проголосовали 351 депутат, 16 высказались против, один воздержался. Документ, предложенный "Единой Россией" получил меньше голосов за – 310.​

Володин настаивает, что признание Госдумой сепаратистских образований в Украине – "вопрос исключительно важный и ответственный". Спикер перечислил причины, по которым документ надо принять как можно скорее: "Вашингтон нагнетает напряженность, вместе с европейскими странами поставляет на Украину вооружение, Киев продолжает не соблюдать Минские договоренности. Все это несет угрозы и риски для жизни наших граждан и соотечественников, проживающих в "ДНР" и "ЛНР". Под "соотечественниками" спикер имеет в виду обладателей российских паспортов: по разным данным, Россия с 2014 года раздала в этих регионах более 700 тысяч таких документов.

Зачем Госдума в срочном порядке приянала законопроект?

Российский политолог Леонид Гозман в интервью Настоящему Времени замечает, что инициатива признания однозначно исходит не от депутатов, а от Кремля. Он полагает, что это признание будет подано российскими госСМИ как большая геополитическая победа, особенно в патовой ситуации, которая по вине Кремля сейчас возникла на границе Украины, где Россия наращивает количество военных и боевой техники, но пока не переходит к прямому военному конфликту, опасаясь санкций Запада. Признание "ДНР" и "ЛНР", по мнению эксперта, в этих условиях даст Кремлю возможность продемонстрировать хоть какой-то успех на "украинском фронте" жителям России.

— Зачем Госдума вообще будет рассматривать эти два документа? И есть ли у них шансы на принятие?

— Совершенно очевидно, что это не инициатива никаких депутатов – у них нет субъектности, они сами никогда ничего не предлагают. Ерунду какую-нибудь они смогут предлагать, а серьезные вещи – нет. Признание "ДНР" и "ЛНР" – это позиция руководства Кремля.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Минские соглашения как инструмент лишения Украины суверенитета. Зачем депутаты просят Путина поставлять оружие на Донбасс

Зачем это может быть нужно Кремлю? Мне кажется, что сейчас есть два варианта развития событий. Один вариант самый плохой – когда все-таки наши российские обезумевшие начальники начнут войну. Это нельзя исключать, к сожалению, до сих пор. Второй вариант лучше – если они найдут какую-нибудь фиктивную победу, если они про что-нибудь скажут: мы победили.

Им нужно сохранить лицо. Для них сохранение лица – это вообще самое главное. Это главнее безопасности, главнее мира. Главнее всего для них – сохранить лицо. Поэтому они должны объявить о своей победе. Не исключено, что признание "ЛНР" и "ДНР" и будет подано как большая историческая геополитическая победа Российской Федерации, которая открывает возможности для аннексии Россией "ЛНР" и "ДНР". И я думаю, что если они "ЛНР" и "ДНР" признают, то признают их в границах Луганской и Донецкой областей, то есть потребуют еще территории (часть территории Луганской и Донецкой областей по-прежнему находится под контролем Киева, а не сепаратистов – НВ).

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Экс-министр обороны Украины: "Мы ожидаем в этом году российскую попытку оккупировать Черное море"

С их стороны не будет такого, что все успокаивается: "Мы взяли вот это, больше мы ни на что не претендуем". Они будут претендовать еще на что-то, но в этот момент война немножко отодвинется, и они смогут заявить о победе. Не исключено, что они это сделают именно для этого.

Другой вариант – что Владимир Путин еще не решил, как он отреагирует на принятый Госдумой документ. Даже если Госдума его примет, дальше это решение можно динамить в Совете Федерации, который для Кремля такой же карманный и игрушечный, как и Государственная Дума. А дальше у президента опять есть вариант – подписывать этот документ или не подписывать. Или не подписать, но вернуть на согласование. В общем, он долго может с этим признанием играть и держать ситуацию подвешенной.

Я полагаю, что реалистическая задача всех здравомыслящих людей сейчас – это предотвращение войны [в Украине]. Задача установления прочного мира – нереалистическая, потому что пока Владимир Владимирович у власти, мира там не будет. Это надо совершенно четко понимать.

В моей стране заблокировали Настоящее Время
Что делать?

— Как вы думаете, весь этот маневр с так называемыми республиками вызовет какую-то реакцию у западных партнеров? Или они будут рады тому, что после признания риск непосредственного военного вторжения в Украину будет на какой-то момент отложен?

— Я думаю, что они будут делать всякие бурные заявления по этому поводу. Но на самом деле они, конечно, будут рады, потому что все-таки главное для них – это предотвратить кровопролитие, предотвратить масштабную войну. Если удастся это сделать, то, с моей точки зрения, это будет не очень большая плата.

Надо понимать, что в реальной жизни ничего не изменится от того, что Госдума признает "ЛНР" и "ДНР" как якобы государства. Они как управлялись из Москвы, так и будут управляться из Москвы, как они финансировались из Москвы, так и будут финансироваться из Москвы. Реальных изменений все равно не будет. Когда к власти в России придет правительство, которое объявит все это преступлением и будет возвращать украинские территории законным хозяевам, то, как вы понимаете, это решение никак не помешает это сделать, потому что юридическую силу оно иметь не будет.

— Что еще может остановить прямой военный конфликт России и Украины?

— Я не знаю, как Владимир Владимирович относится к гибели соотечественников, например. Но мне кажется, что ему на это наплевать. На что ему не наплевать – это если пойдет поток гробов в дома его электората, а этот самый его электорат ему этого не простит. Поэтому он все время старается скрывать потери. Именно поэтому в России был принят закон, по которому не рассказывается о потерях в армии в мирное время. Когда военнослужащие погибали на Донбассе, то их смерть скрывали и так далее. Масштабных потерь он в этом смысле боится.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Потери в мирное время остаются тайной

— Сейчас в Украину совершаются многочисленные дипломатические визиты. И я понимаю, что у западных лидеров просто нет другой возможности каким-то образом влиять на Россию, кроме как постоянно пытаться переубедить Владимира Путина и попросить его отвести войска от границ с Украиной. Я осмелюсь предположить, что Владимиру Путину нравится такое внимание. Как вы считаете?

— Мне тоже так кажется, хотя я хотел бы надеяться, что за закрытыми дверьми разговоры западных лидеров с Владимиром Путиным не сводятся к просьбе к нему и к его увещеванию. Они проходят, я думаю, немного иначе. Они ему говорят: "Владимир, смотри, если ты сделаешь это, то мы сделаем это. А если сделаешь это, то мы сделаем это – и тебе мало не покажется. Ты думаешь, мы не сделаем? Нет, мы сделаем. Вот тебе доказательства того, что мы к этому готовы".

Кстати, очень многие говорят: "Зачем они ездят? Это неправильно. Он диктатор, нельзя с такими разговаривать". Да с кем угодно можно разговаривать, и с диктаторами нужно разговаривать. Вопрос – как разговаривать. Как они разговаривают – я не знаю. Посмотрим по результату.