Reuters: Екатерину Фатьянову, которую правозащитники считают политзаключенной, отправили принудительно работать на предприятие "Норникеля"

Красноярскую активистку Екатерину Фатьянову много раз привлекали в России к ответственности по административным статьям из-за ее протестной деятельности, а недавно приговорили к 2 годам принудительных работ за "дискредитацию» армии" в красноярской коммунистической газете "Рабоче-крестьянский Серп и Молот". Правозащитный проект "Поддержка политзаключённых. Мемориал" назвал ее политзаключенной.

Reuters выяснил, что после приговора активистке было приказано сесть в самолет и лететь из Красноярска в Норильск, на расстояние 1500 км: именно там Екатерине предстояло два года работать принудительно. В Норильске женщину отправили работать на предприятие "Норильского никеля", мирового лидера по производству палладия и никеля. Это первый достоверно известный случай использования принудительного труда компанией в отношении политзаключенного.

38-летняя Фатьянова рассказала, что ее отправили работать уборщицей в общежитие для сотрудников российского горнодобывающего гиганта "Норникель": ее работодателем является компания "Сервис-Партнер Таймыр". 50 женщин, находящихся вместе с ней в исправительном центре в Норильске, также работают уборщицами на различных промышленных объектах. Но Екатерина среди них единственная политзаключенная: в основном женщины были осуждены за кражи, преступления, связанные с наркотиками, или за неуплаченные долги.

По словам Фатьяновой, ее работа физически тяжелая и включает уборку общежитий, туалетов, душевых и лестниц. Дорога до объекта из исправительного центра у нее занимает полтора часа. Дополнительный стресс накладывает жесткий режим с обязательным подъемом в 6 утра: те, кто осужден в России на принудительный труд, хотя официально и не считаются заключенными, но живут под надзором в "исправительных центрах". По правилам, им разрешены мобильные телефоны и несколько часов "личного времени" ежедневно, но условия содержания часто зависят от конкретных охранников, которые грозят наказанием за нарушения режима. Это может быть как лишение мобильного телефона, так и взыскания, которые грозят реальным сроком.

Настоящее Время уже рассказывал о том, как обращаются с другими людьми в таких исправительных центрах:

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Активистка из Кирова – о давлении в колонии-поселении: "Опер требовал рассказать, кому звоню, пишу письма, обещал, что уеду за "колючку"

Фатьянова рассказала, что руководители исправительного центра в Норильске уже угрожали ей дисциплинарными взысканиями за незначительные проступки, которые другим сходили с рук, например, за "неправильное" обращение к сотруднику или за то, что она не вышла на зарядку в положенное время. По ее словам, когда она написала жалобу на эти придирки, начальство центра пригрозило еще больше усложнить ей ситуацию. Позже служба исполнения наказаний дала два письменных ответа на жалобы Екатерины, в которых заявила, что не нашла никаких доказательств угрозы её безопасности.

ФСИН также отклонила ходатайства Фатьяновой о возвращении в родной Красноярск, указав в ответе, что исправительный центр там переполнен.

Норильск находится на севере, за Полярным кругом, и, по словам Фатьяновой, ей не удалось взять с собой много теплых вещей: ее билет предполагал полет лишь с ручной кладью весом 10 кг. Кроме того, в городе очень плохая экологическая обстановка.

За июль Екатерина получила 52 150 рублей, следует из её расчётного листка. Это меньше, чем средняя зарплата уборщицы в Норильске: по данным кадрового агентства Gorodrabot.ru, она составляла 68 669 рублей. Компания Service-Partner Taymyr не ответила на запрос о комментарии и на вопрос, куда могут быть направлены осужденные на принудительные работы. "Норникель" со своей стороны заявил, что строго соблюдает российское трудовое законодательство, но не раскрывает подробности контрактов с поставщиками персонала, поскольку они представляют собой коммерческую тайну.

****

По данным российских госСМИ и пенитенциарной службы, российские компании в сфере производства, строительства, жилищного строительства, лесного хозяйства, розничной торговли и обороны в последние годы охотно используют принудительный труд осужденных. Закон разрешает делать это с 2017 года, а ФСИН особенно лоббировал идею принудительных работ с 2021 года:

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Принуждать и охранять. Заменят ли заключенные мигрантов на стройках – и на каких условиях

Среди компаний, которые не скрывают использование принудительного труда: "Уралвагонзавод", который входит в корпорацию "Ростех", и интернет-ритейлер Ozon. Известно также, что некоторые из осужденных на принудительные работы, работают в местных органах власти в качестве дворников.

Российские чиновники не скрывают, что считают труд заключённых благом для компаний, испытывающих трудности с набором персонала и не имеющих возможность брать на работу мигрантов. Это особенно актуально для таких неблагополучных регионов, как Норильск, где, по данным городской администрации, в июле было 3789 вакансий, но зарегистрированных безработных было всего 172.