Ссылки

Новость часа

"Не осталось возможности быть вне политики". Инициатор открытого письма музыкантов – об искусстве, власти и ситуации в России


В России более 400 музыкантов подписали "Открытое письмо накануне гражданской войны", в котором требуют немедленного освобождения оппозиционного политика Алексея Навального и всех политических заключенных.

Об ожиданиях музыкантов мы поговорили с инициатором акции скрипачом Михаилом Нодельманом.

Инициатор открытого письма музыкантов – об искусстве, власти и ситуации в России
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:09 0:00

– Что вы думаете по поводу отъезда Юлии Навальной?

– По поводу отъезда Юлии: конечно, ей будет безопаснее в Германии, я счастлив, что она сейчас находится во Франкфурте, насколько я понимаю. Да, это абсолютно правильное решение.

– Вы сделали обращение, подписали и сказали, что это "накануне гражданской войны". В чем вы видите признаки той самой гражданской войны? Громко так.

– Да, громко, но музыканты – громкие люди. Гражданская война идет уже, наверное, с 2010 года, холодная гражданская война, рубиконом был Крым, аннексия Крыма. И после аннексии Крыма война на востоке Украины, сбитый "Боинг", и чем дальше, тем хуже. Но до какого-то момента часть общества еще пыталась оставаться в стороне, но сейчас есть риск, что эти две части разбитого пополам общества настолько поляризовались и настолько не осталось этой возможности быть вне политики, что мы действительно переходим к какому-то новому горячему этапу.

– Я просмотрела список тех, кто подписал это письмо. И многие живут в других странах. Вы, кстати, в Германии живете, если я не ошибаюсь. Как собирали подписи среди тех, кто живет в России? Многие ли отказывались? Или подписывались, а потом отзывали? Были ли такие случаи?

– Да, мы с самого начала, если вы внимательно посмотрите письмо, пишем, что мы музыканты всего мира, мы даже не пишем, что мы русскоязычные музыканты всего мира. Среди нас есть люди, вообще не говорящие по-русски. В этом смысле наше гражданство – музыка, и мы именно как музыканты высказываем свое отношение к происходящему.

Что касается подписей в России, то мы, конечно, понимаем, что это лишь крошечная верхушка айсберга, что этих подписей было бы в сотни раз больше, если бы люди не испытывали беспрецедентное давление со стороны властей. Мы точно знаем факты, к сожалению, не имею права называть, но мы знаем факты, когда известным музыкантам, профессорам угрожали увольнением, а многие были уволены за последние полтора года.

Это второе письмо нашего цеха, первое было результатом "московского дела" полтора года назад, и с тех пор давление многократно усилилось. Я назову лишь тот факт: обыск в семье бывшего ректора Санкт-Петербургской консерватории Гантварга за активизм Ильи Гантварга, питерской "Весны".

– Какой реакции вы ждете от властей? Рассчитываете, что вас услышат и Алексея отпустят?

– Нет.

– А на что тогда?

– Мы делаем это прежде всего для себя. Мы ищем локоть друг друга, локоть соседа, мы – цех, мы – музыканты, мы не можем молчать.

– Я смотрела видео, как вы шесть лет назад в знак протеста против войны России подняли украинский флаг в концертном зале. А что вы отвечаете тем коллегам, которые говорят: "Искусство должно быть вне политики"?

– Ну, искусство вне политики, да, как вам сказать, сама жизнь – это политика. Поэтому есть моменты, когда просто невозможно молчать. Ну а как мы можем относиться к "Военному реквиему" Бриттена? Как мы можем относиться к политическим высказываниям Бетховена, в его музыке использованы революционные песни? Этих примеров тысячи, они хрестоматийны.

– А многие из тех, кто подписали, уже подверглись каким-то преследованиям? Я имею в виду тех людей, которые в первую очередь живут в России?

– Из тех, кто подписал сейчас, я надеюсь, что все-таки нет. Хотя надо очень пристально мониторить сейчас ситуацию, что будет с теми людьми, кто, проживая в России, подписал это письмо. Потому что мы знаем прекрасно, что за первый тот митинг, когда встречали Алексея Навального, проходили так называемые комсомольские собрания, разборы, и людям грозили увольнениями. Поэтому те, кто сейчас подписал это письмо, находясь в России, безусловно, все рискуют.

XS
SM
MD
LG