В России продолжаются отключения мобильного интернета. И, по словам министра цифрового развития Ульяновской области Олега Ягфарова, это будут длиться до окончания войны против Украины. Отвечая на вопросы журналистов, он отметил, что мобильный интернет отключают не только в Ульяновской области, но и по всей стране по решению федеральных властей.
За последнюю неделю стало известно сразу о нескольких документах, которые узаконивают постоянные отключения интернета в России. В частности, Министерство цифрового развития разработало поправки в закон о связи, согласно которым, операторы должны будут отключать услуги связи по запросу ФСБ. Кроме того, правительство России наделило "Роскомнадзор" правом ограничивать или полностью отключать рунет от глобального интернета. "Правила централизованного управления сетью связи общего пользования" вступят в силу первого марта 2026 года. Согласно документу, регулятор сможет воспользоваться своими полномочиями при возникновении угроз "устойчивости, безопасности и целостности" функционирования интернета в России. К таким угрозам отнесены аварии и перегрузки узлов связи, сбои в работе критически важных объектов, кибератаки и распространение запрещенного контента. Операторов связи обяжут назначить ответственных за взаимодействие с "Роскомнадзором" и предоставить техническую возможность для сбора данных о работе сетей.
Мы поговорили о ситуации с директором организации "Общество защиты интернета" Михаилом Климаревым.
– На этой неделе мобильный интернет пропадал в Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде он тоже не работает нормально. В Ульяновске об этом вслух говорят власти. Эпоха мобильного интернета в России закончилась?
– Слишком громкие, наверное, слова, что эпоха закончилась. Это то, что должно происходить в любой экономике, когда идет война. То есть, идет разрушение инфраструктуры. В данном случае Россия, как страна агрессор, начинает сама себя поедать. И вот этот чиновник из Ульяновской области, который сказал, что это продлится минимум до окончания СВО, был прав. Пока идет война, ничего хорошего не может быть. Это все отражается на гражданской инфраструктуре. Власти пытаются таким образом замазать свою импотентность по поводу противодействия вражеским налетам дронов.
– Людям в России оставляют только проводной интернет?
– Там тоже идут очень серьезные блокировки. Это обычному пользователю незаметно, но сейчас идет война с VPN, постоянно блокируются какие-то протоколы, постоянно придумываются новые алгоритмы блокировки VPN. Процесс идет. Мы придумываем какие-то новые способы обхода этих блокировок, а они придумывают новые способы блокировок. Это идет постоянно. Уже третий год эта война не останавливается. Чем закончится? Я не знаю. Это такая Северная Корея. То есть, когда российский сегмент интернета полностью изолирован от международной сети. Но до этого пока далеко. И на пути к этому, как его называют, чебурнету, еще довольно много шагов, включая такие, например, как запрет выезда из страны и въезд в страну по каким-то въездным визам. Потому что иначе люди будут просто приезжать и привозить с собой все.
– ФСБ и "Роскомнадзор" получат новые полномочия по отключению интернета, по изоляции рунета от всемирной сети. Что вообще написано в этих новых постановлениях?
– В этих постановлениях ничего нового не написано. Это все существовало. Там просто есть бюрократические уточнения, довольно косметические. И раньше можно было отключать интернет по приказу властей, в законе о связи была такая статья. И то, что сейчас ее пытаются изменить, это просто уточнение. Там просто конкретные какие-то люди будут указаны, которые имеют право отдать приказ об отключении услуг связи. Уже приняты все законы, по которым российские власти могут делать с интернетом все, что угодно.
– Вы провели аналогию с Северной Кореей. Как российским властям, если они захотят, удастся замкнуть все коммуникации только на ту сеть, которая есть внутри страны?
– Я не очень понимаю как, например, торговать нефтью, когда будет отключен интернет. Вам нужно находить покупателей нефти. Я не понимаю, как без интернета можно будет покупать товары, которые в России не производятся, ту же электронику, чипы. Как вы будете развивать науку и технику, я тоже не очень хорошо понимаю. В Иране есть такая вещь, она называется "профессиональный интернет". Если вам надо подключиться к большому интернету, вы приходите в КСИР (Корпус стражей исламской революции), это аналог ФСБ, и там подписываете бумаги, что вы обязуетесь не смотреть какие-то крамольные вещи, а использовать интернет только по работе. И вам этот доступ дадут. А если вы что-то нарушите, то могут быть какие-то кары небесные. Думаю, что в России возможна такая же ситуация. Другое дело, что ограничение числа людей, которые будут подключены к интернету, у которых будет некоторое информационное преимущество, приведет к еще большему расслоению общества, еще большему наращиванию неравенства. Естественно, это будет стоить дорого. Естественно, в российских условиях это будет коррумпировано.