Ссылки

Новость часа

"Путин явно дал команду сровнять Украину с землей, и это – послание всему миру". Гарри Каспаров – о том, почему Кремль начал войну


"Атакуя Украину, Путин атакует не только Украину": большое интервью Гарри Каспарова о войне, которую начала Россия
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:12:36 0:00

"Атакуя Украину, Путин атакует не только Украину": большое интервью Гарри Каспарова о войне, которую начала Россия

Уже шесть дней в Украине продолжается война: в ночь на 24 февраля Россия вторглась на территорию Украины, объявив это "спецоперацией по денацификации". Уже неделю эксперты пытаются понять логику действий человека, который отдал приказ о вторжении, – президента РФ Владимира Путина. А также пытаются представить последствия этой войны для России и ее жителей – особенно с учетом уже наложенных на Россию жестких санкций и единодушного осуждения действий Кремля странами Запада.

Гарри Каспаров, 13-й чемпион мира по шахматам, глава совета Фонда защиты прав человека и оппозиционный российский политик, в интервью Настоящему Времени подчеркнул, что в случае Путина "мы имеем дело с абсолютным злом". "Сейчас взбесившийся Путин явно дал команду сровнять Украину с землей. И я повторяю, это не только уничтожение Украины, украинского народа, это также послание всему миру, что Путин будет делать то, что ему заблагорассудится", – говорит он.

– Вы понимаете цель Путина?

– Очень сложно определить цель параноидального диктатора исходя из логики нормальных людей. Мы должны понимать, что мы имеем дело с абсолютным злом. И, кроме того, цель в отношении Украины Путин определил давно, свои планы в отношении Украины Путин озвучивал, много раз озвучивал, он никогда не признавал Украину суверенным государством и всегда лелеял мечту о ее уничтожении.

В 2014 году он аннексировал Крым и пытался, как мы помним, выстроить Новороссию от Луганска до Одессы. Но ничего у него не вышло, потому что народ Украины не был готов поддерживать захватчика и у Путина не было тогда решимости использовать российскую регулярную армию по полной программе. Но в 2022 году он счел, что все это возможно.

К этому привело больше двух десятков лет безнаказанности. И, атакуя Украину, Путин на самом деле атакует не только Украину. То, что происходит в последние дни, – это месседж Путина всему миру, что он может делать все что хочет.

Да, он не добился своей первоначальной цели завоевать Украину буквально в два-три дня. Точнее, не завоевать, а просто разрушить украинскую государственность, ликвидировать украинскую власть, захватить Киев, посадить свою марионетку в Киеве, а потом, как ему казалось, начать переговоры с Западом с позиции силы. Это у него не вышло. И сейчас он отыгрывается на простых украинцах.

Если вначале российская армия старалась все-таки избегать прямых попаданий в жилые кварталы, видно было, что они пытались играть роль освободителей, неумело, но все-таки пытались. То сейчас взбесившийся Путин явно дал команду сровнять Украину с землей. И я повторяю: это не только уничтожение Украины, украинского народа. Это также послание всему миру, что Путин будет делать то, что ему заблагорассудится. И если его не остановить сейчас, то война украинская перерастет в войну европейскую.

– А вам кажется, что европейские политики это осознают, что следующими будут европейские страны, что остановить его нужно уже сейчас?

– Европейские и американские политики много лет игнорировали предупреждения о Путине. Сейчас я часто слышу: "О! Как вы были правы, когда предупреждали, что Путин сделает то и сделает то". А я просто прочитал достаточное количество книг по истории и в состоянии просто анализировать фактический материал. Кроме того, я считаю, что надо доверять диктаторам, когда они говорят, что распад Советского Союза – крупнейшая геополитическая катастрофа XX века. И надо было верить, когда Путин 15 лет назад провозгласил своей целью создание так называемых сфер влияния и, по существу, заявил претензии не только на бывший Советский Союз, но и на Восточную Европу. Все действия Путина впоследствии, в общем-то, были реализацией этого плана.


– Я очень часто об этом слышала. Казалось, что это просто какое-то неважное безумие. Например, когда Жириновский говорит: "Давайте бомбить Киев", – от этого легко отмахнуться: да ну, выживший из ума человек. И Путин тоже пишет какие-то статьи. Такие были настроения, и до последнего не верилось.

– Это и есть проблема. Когда Гитлер в 1925 году написал, выпустил Mein Kampf, многие тоже считали, что это фантазии малозначимого немецкого политика. Так считали и даже когда он пришел к власти в 1933 году. То есть несколько лет Европа считала: "Ну хорошо, наверное, как-то можно все-таки договариваться. Понятно, что, конечно, это не совсем то, что мы хотели бы для Германии, но тем не менее не надо перегибать палку".

Но сейчас не 30-е годы XX века, у нас был этот опыт: политики тогда занимались умиротворением, бизнесы с Гитлером делали. Европа и Америка тоже считали двадцать лет, что с Путиным можно делать бизнес. И поэтому игнорировали все эти предупреждения. Но сейчас как бы мы все-таки перешли определенную черту.

– Но при этом ни Европа, ни США не хочет закрывать небо, о чем просят украинские власти все эти дни.

– На самом деле надо посмотреть в динамике, что происходит. Европа поменяла свое мнение о Путине после того, как Германия на 180 градусов изменила свою позицию. И удивительно представить, что довольно невыразительный политик Олаф Шольц изменил курс, который еще в 1969 году провозгласил Вилли Брандт – на Östpolitik так называемый. Этот курс последовательно проводил Герхард Шредер и, конечно, Ангела Меркель – очень харизматичные политики. Но именно благодаря им Германия поставила всю Европу в зависимость от российского газа и, по существу, играла роль главного российского партнера, позволяющего Путину выходить сухим из воды каждый раз.

Все разговоры про санкции после аннексии Крыма на самом деле нивелировались тем, что Германия постоянно увеличивала закупки российского газа и сделала Европу зависимой от России, посадила на "газовую иглу". Сейчас ситуация поменялась. И Европа, следуя в фарватере Германии, в общем, заняла принципиальную позицию.

Увы, надо сказать, что американские санкции сегодня отстают от европейских. И надо признать, что значительную долю ответственности за то, что происходит сегодня в Украине, несет администрация Байдена. Потому что в июне на саммите, который я считаю грубейшей ошибкой, Байден полностью провалился и не смог убедить Путина в том, к чему приведет вторжение в Украину. Мы слышали разговор о том, что вот будут страшные санкции, американцы угрожают. А Путин ему не поверил. Я говорил постоянно и после этой провальной встречи в Женеве, и после разговоров Байдена с Путиным по телефону о том, что санкции танки не остановят. Санкции применять надо было раньше.

– А что остановит Путина сейчас?

– Если бы хотя бы часть санкций была применена в июне, даже в октябре-ноябре, когда американская разведка говорила, что вторжение в Украину неизбежно, многих жертв можно было бы избежать. Может быть, Путин не решился бы перейти границу.

Но он не поверил. И в общем, сейчас мы подошли к моменту, когда санкции сильные, и они действительно угрожают фактически всей российской экономике и финансовой системе. Но это опять отставание от графика. Сейчас требуется больше. Я считаю, что необходимо ввести полное технологическое эмбарго на все сферы российской экономики, в первую очередь, конечно, это нефть и газ. Там эти санкции принесут непоправимый ущерб.

Более того: финансовые санкции не могут быть отложены во времени. Что это такое – даются опять недели, даже месяц на то, чтобы вывести активы. Нужно немедленное прекращение всех платежей в Россию. Россию должны втолкнуть в каменный век. Российская экономика должна перестать реально функционировать. Это можно сделать, но пока опять мы видим определенные колебания, в первую очередь американцев.

И самое последнее, главное: нельзя делать вид, что столкновения между Россией и НАТО можно избежать. У меня нет никаких сомнений, что рано или поздно Путин найдет способ вызвать провокацию. Поэтому рассказы о том, что Америка будет защищать каждый дюйм натовской территории, никого не убеждают, пока значительные американские войска, включая истребительную авиацию, не находятся непосредственно на границе. И это не вопрос Путина. Путин сошел с ума. Каждый российский генерал и офицер должен понимать, что НАТО превратит их в пыль, если они перейдут на 1 сантиметр литовскую или другую границу.

Теперь подходим к вопросу Украины. Безусловно, на мой взгляд, надо принимать кардинальное решение. Мы фактически находимся в состоянии войны сейчас уже. Надо, конечно, оказать всяческую помощь Украине в защите ее неба. И, на мой взгляд, решение о введении бесполетной зоны над Украиной тоже было бы правильным шагом.

Просто надо прекратить себя обманывать. Военное столкновение с российской армией неизбежно. И это не вопрос того, что кто-то это хочет. Путин этого хочет, и этого вполне достаточно. И пока что те, кто выполняют его преступные приказы, чувствуют, что они могут выйти сухими из воды. Вопросы о Нюрнбергском трибунале через два года сегодня никого не интересуют. Но генералы, офицеры, которые сегодня совершают преступления на украинской территории, должны понимать, что им придется за это платить уже сейчас. И они должны понимать, что Путин толкает их на столкновение со странами НАТО. А натовские армии, я думаю, в 48 часов могут просто превратить в пыль всю эту путинскую армаду.

– Как вам кажется, российский народ может остановить Путина, если вдруг начнет сотнями-десятками тысяч, хотя бы десятками тысяч выходить на улицы и требовать?

– Безусловно. Вопрос только в том, когда эти сотни, и тысячи, и миллионы будут выходить на улицы. Это может случиться только в условиях тотального экономического финансового коллапса. Поэтому нельзя давать передышки.

"Цены вырастут, а зарплата, скорее всего, нет": россияне обнаружили, что рубль падает из-за войны в Украине. Как их это коснется?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:42 0:00


– Но они же будут требовать, чтобы победил "холодильник", условно говоря, вы это имеете в виду?

– Это не "холодильник" даже, это больше. Я повторяю, нужен просто перевод России в состояние каменного века, то есть полностью отрезать страну от тех технологических достижений XXI века. Россия же реально ничего не производит сама, Россия полностью зависит технологически по всему периметру от западных технологий. Именно поэтому нужно, чтобы все люди четко понимали о том, что путинская политика, путинская война действительно ведет страну к катастрофе и им самим надо сейчас что-то будет делать.

Путинская власть базируется на деньгах, на тотальном контроле за финансовыми потоками: это ключевой вопрос. Санкции его ослабили, но не до конца ликвидировали его финансовую подушку. Если у Путина кончаются деньги, он не сможет платить за армию, за полицию и за пропаганду – к этому надо стремиться. Поэтому я говорю: полная экономическая, финансовая и технологическая блокада – только так можно создать ситуацию в стране, когда люди будут выходить на улицу, а полиция может оказаться не столь воодушевленной, как мы видим сейчас, когда она винтит людей. Если нет зарплаты, то просто так бить людей и совершать очевидные преступления – большинство полицейских, мне кажется, на это вряд ли решатся.

И кроме того, есть еще вопрос изоляции. Я не понимаю, почему до сих пор послы Евросоюза и Америки находятся в России. Отзыв послов, сокращение дипмиссий до абсолютного минимума – да, это необходимая часть блокады. Спортивные организации уже это делают. Россия должна полностью при Путине быть исключена из всех международных транзакций: спортивных, финансовых, политических.

Хотят они общаться с Китаем – пожалуйста, но мы видим, что Китай не рвется это делать. И Иран тоже ведет себя очень осторожно с Россией. Союзниками остались Сирия, Венесуэла, Никарагуа, Куба и какая-то кучка бандитов. Глобальные игроки, в первую очередь Китай, не готовы сегодня помогать Путину. Посмотрите на Казахстан, который недавно был как бы "спасен". Там президент Токаев ведет себя очень отстраненно, показывает, что это не его дело. Поэтому я не сомневаюсь, что даже если они будут делать какие-то заявления, никто на помощь российской экономике не придет. Запад сейчас в состоянии нанести непоправимый ущерб российской экономике и финансовой системе, и это лишит Путина возможности поддерживать свою военную и пропагандистскую машину.

XS
SM
MD
LG