Ссылки

Новость часа

"Мы повысили военную помощь Украине до более 1% нашего ВВП". Интервью главы МИД Эстонии Урмаса Рейнсалу


Эстония 23 января заявила о передаче Киеву всех своих гаубиц и противотанковых гранатометов. "Мы отдаем все наши 155-мм гаубицы Украине. И хотим таким образом создать прецедент, чтобы у других стран не осталось никаких оправданий, почему они не могут предоставить Украине необходимое вооружение для победы в войне", – сказал посол Эстонии в Украине Каймо Кууск.

Ранее Эстония наряду с Латвией и Литвой призвала Германию не медлить с поставкой танков Leopard 2 Киеву, "чтобы остановить российскую агрессию, помочь Украине и быстро восстановить мир в Европе". Вечером 24 января немецкое издание Der Spiegel сообщило, что канцлер Германии Олаф Шольц согласился поставить Украине Leopard 2, речь идет как минимум об одной роте танков.

Таллинн выступает последовательным союзником Киева с самого начала полномасштабной российской агрессии. Тем самым вызывая раздражение Москвы. В МИД РФ уже заявили протест "в связи с действиями эстонских властей" и объявили о понижении уровня дипломатического представительства Эстонии в стране до временного поверенного в делах.

В октябре 2022 года парламент Эстонии одобрил резолюцию, где осуждает аннексию украинских территорий и объявляет Россию государством – спонсором терроризма. Таллинн также призывает к созданию специального международного трибунала для привлечения к ответственности виновных в совершении агрессии.

Урмас Рейнсалу, министр иностранных дел Эстонии, рассказал в интервью Настоящему Времени о военной помощи Украине и дипломатических отношениях с Москвой.

В совместном заявлении вместе с другими странами Балтии вы призвали Германию предоставить Украине танки Leopard. Какие последние новости на этот счет?

– Больше нет ясности, кроме как то, что есть несколько стран, которые показали, что они готовы это сделать. Я надеюсь, что в ближайшее время (и это было мое сообщение немецкому коллеге) Германия четко заявит, что готова предоставить разрешение тем странам, которые просят об этом. И я также надеюсь, что они примут во внимание и свои запасы тоже.

В моей стране заблокировали

Настоящее Время

− Эстония была среди стран, поддерживавших идею направить Leopard в Украину. Сколько танков Leopard есть в вашем распоряжении, сколько из них могли бы передать Украине? И готовы ли вы действовать как Польша, заявившая, что отдаст свои Leopard и без разрешения Германии?

– Наши недавние решения заключались в том, что сейчас мы повысили военную помощь Украине до более 1% нашего ВВП. И мой призыв к другим странам: давайте поставим цель в 1% ВВП, это будет иметь значение. В нашем арсенале ноль танков. Так что мы даем гаубицы, боеприпасы, противотанковое оружие и т.д.

Но если бы у нас были танки, мы бы уже их доставили. Это условие по отношению к Германии, это польское заявление я воспринимаю как свидетельство того, что они готовы пойти на создание "малой коалиции". Кроме того, я бы сказал, что, возможно, это акт дружеского давления. Но я надеюсь, что лучшим вариантом было бы, чтобы Германия четко заявила, что она поддерживает такое решение, и думаю, что это, возможно, стимулирует также страны, предпочитающие большую осторожность.

− Вы упомянули эстонский пакет военной помощи Украине, самый большой с начала войны, о нем было объявлено на прошлой неделе. Насколько известно, вы собираете все 155-миллиметровые гаубицы в вашем распоряжении и передаете их Украине, чтобы создать прецедент и побуждать другие страны сделать то же самое. Поэтому хотелось бы спросить о фидбэке, который вы получили от партнеров. Видите ли готовность следовать вашему примеру?

− Надеюсь, положительный. И мы также намерены стимулировать других своим примером. Оружие, которое есть в наших запасах, находится в резерве. Это оружие, которое не используется. Но оно очень нужно в Украине для защиты невинных людей, для защиты свободы отважной нации. А время критическое. Сейчас уже приближается мучительная годовщина этой захватнической войны, и нам нужно усовершенствовать и прагматично изменить философию поддержки настолько, насколько это возможно, чтобы дать Киеву оружие и избежать его проигрыша в этой войне. Мы должны дать достаточно вооружения, чтобы Украина могла победить в этом году.

− Как думаете, почему некоторые европейские страны все еще сомневаются, прежде чем предоставить Украине все, что она просит?

− Да, мы знаем, что относительно применения оружия есть определенные политические оговорки. Существуют также некоторые колебания, что и как может быть истолковано Кремлем как эскалация, непредсказуемое действие. Я призываю дать все традиционное оружие, которое у нас есть, без каких-либо политических оговорок. Россия продолжит нам угрожать. Но угрозы, поступавшие в течение года, если мы проанализируем их, достаточно похожи.

− С тех пор как началась война, если не ошибаюсь, Эстония стала первой страной ЕС, чьего посла сейчас высылает Москва. По вашему мнению, почему в России приняли такое решение именно касательно Эстонии и каковы возможные последствия во всех отношениях, ведь Таллинн действует зеркально?

− Я проинформировал своих коллег в Совете ЕС, что Эстония несколько недель назад сообщила России, что мы собираемся установить паритет в наших дипломатических отношениях. Это означает существенное сокращение количества российских дипломатов в Эстонии. То, что видим сейчас, является ответом России на такой шаг Эстонии. Я также призвал другие страны рассмотреть возможность последовать нашему примеру. Я рад сообщить, что в знак солидарности Латвия заявила, что они собираются снизить уровень своих двусторонних дипломатических отношений с Россией до уровня временного поверенного в делах.

− Эстонское правительство предложило установить прилегающую зону на эстонской морской территории. Почему одобрено такое решение и как это будет работать на практике? Насколько я понимаю, вы сможете осматривать русские военные и гражданские корабли?

– Это суверенное право стран – действовать таким образом. Определенным образом оно сродни продолжению выхода из Национальной морской территории. Мы воспользуемся этой возможностью, потому что, действительно, заинтересованы в контроле над судами. Военные суда не подпадают под эту практику и нормы международного морского права, но частные суда осматриваются на таможне, подлежат инспекции на предмет экологической безопасности и на дополнительной обширной территории Финского залива, которая является нашей соседней морской территорией.

XS
SM
MD
LG