Ссылки

Новость часа

"Отдаленность от власти, образованность и русское раздолбайство дают уникальный эффект". Евгений Калачихин снял фильм о Кольском полуострове


Настоящее Время завершает знакомить с участниками основного конкурса "Артдокфест-2022". Фестиваль IDFF Artdocfest/Riga открывается третьего марта, а "Артдокфест" в Москве – 31-го.

Евгений Калачихин уже восемь лет живет в Германии, где в основном работает режиссером монтажа, колористом и специалистом в области VR. Режиссерское образование получил во ВГИКе, до этого получил диплом журфака МГУ. Свой самый независимый и долгожданный проект Евгений решил снять на Русском Севере.

Работа на картиной "Beyond the White", размышляющей о смысле жизни или его отсутствии, длилась целых пять лет.

Мы поговорили с Евгением о том, как проходили съемки на Кольском полуострове, кто населяет село Тетрино и почему такой фильм нельзя описать словами.

Перед интервью мы публикуем антивоенное обращение Евгения Калачихина :

"Мы все сейчас стоим на пороге глобальной гуманитарной катастрофы, наш фильм был сделан про какое-то будущее, про надежду и по трагическому стечению обстоятельств получается так, что премьера этого фильма для русскоязычной аудитории проходит на фоне колоссальной катастрофы, на фоне войны. На самом деле мы еще себе не представляем те последствия, которые ждут нас всех. Не только сторону конфликта, но и на самом деле, боюсь, что и весь мир.

Мы находимся сейчас в Мюнхене и видим, как складываются взаимоотношения украинцев и русских. Украинцы, которых мы встречаем, и даже родственники, с которыми разговаривают мои родители по телефону, спрашивают у русских – “С нами все понятно, а что будет с вами?” Вот это я считаю колоссальным достижением гуманности и просто человечности. И наш фильм пытается говорить о том же.

Если наша картина сможет кому-то помочь, хотя я понимаю, что в современных условиях вообще непонятно, как можно смотреть кино про Россию, то это было бы замечательно".

Евгений Калачихин
Евгений Калачихин

Как пришла идея снять "Beyond the White"?

– Для меня эта была давняя мечта, с 2013 года я хотел снять фильм про это место. Именно тогда я впервые отправился в путешествие в то село Тетрино на Кольском полуострове. С тех пор я уже успел уехать из России, но всегда в творчестве меня возвращает в эту тематику. Что сказать, люблю я русскую деревню!

О чем рассказывает ваш фильм?

– Он о нас и нашем месте на земле. Это место, оно не географическое, здесь скорее следует задать вопрос: кто мы? А еще наш фильм о красоте, которая спасет мир, о Боге и о надежде.

Можно ли это ощущение передать словами?

– Если можно передать словами, то лучше вообще не делать фильм. Нельзя же душу передать словами, такие вещи можно показать только искусством. Когда нет слов, фильм именно о таком. У нас ведь нет прямого сообщения к зрителям, никакого экшена.

Почему вы решили снимать именно в Тетрино? Есть что-то особенное в этом месте?

– На меня произвело впечатление именно это место. Если смотреть на карте, то там даже нет покрытия, просто белое пространство и точка с наименованием – Тетрино. По сути, это такой выпирающий мыс, уходящий в море. Словами не передашь ощущения от нахождения там, нужны были эмоции. Если бы я мог, я бы написал картину!

Кем вы вдохновлялись, когда делали этот фильм?

– У нас, конечно, в референсах было "Возвращение" Андрея Звягинцева и "Сталкер" Андрея Тарковского. Также много смотрели на Дзигу Вертова и "Беловых" Виктора Косаковского, плюс у каждого в команде свой опыт телевизионный и киношный. Для меня было важно при этом сохранить ощущение, будто бы индустрии не было раньше, снять кино без оглядки. За границей при обсуждении нашего фильма часто вспоминают именно "Сталкера", не знаю, хорошо это или плохо. Этот фильм разбирали очень плотно, в частности, с него взята цветовая схема картины.

Что за люди живут в этом таинственном месте?

– Это не просто русская деревня, где "водка да селедка". После съемок фильма я узнавал о жизни некоторых героев. У одного из героев есть брат, который серьезный инженер и уехал в Нью-Йорк. Несмотря на то, что власть совсем про них забыла, нет даже нормальной дороги и связи в селе, люди там очень даже образованные. Многим в школе преподавали профессора, которых в советское время высылали на Кольский.

Этот отпечаток остался, они при этом спокойно говорят, что власть, даже если захочет, не доедет до них. В совокупности: отдаленность от власти, образованность и русское раздолбайство дают уникальный эффект. Про раздолбайство лучше всего говорят дома, там дома ведь натурально разваливаются, но их жители натурально счастливы.

Есть ощущение, что во время пандемии авторы стали часто искать свое вдохновение в отдаленных местах мира, вы относитесь к этой когорте режиссеров?

– Безусловно, изначально пандемия нас совершенно растоптала, тогда было вообще не до кино. Однако потом поняли, что в целом фильм соответствует настроению времени. В эпоху клипового мышления бывает нужно порассуждать. Первые 20 минут "Beyond the White" в этом плане определяющие. Либо зритель остается, либо уходит.

Я сам смотрел фильм несколько раз и понимаю, что дабы понять полностью происходящее, картину нужно посмотреть минимум 3 раза. Первый раз у тебя протест из-за бессюжетности фильма, медленности повествования, а потом ты уже готов к этому и отметаешь первый уровень восприятия. Просмотр очень зависит от жизненного опыта зрителя. Мы пытались снять привычные интервью с местными жителями, но они лишали фильм всякой магии.

Ощущали ли вы особую магию Севера во время съемок? Сколько времени заняли сами съемки?

– Туда очень дорого добраться. Отсутствие нормальных дорог и коммуникаций – главная проблема, я, когда подводил бюджет после всего, обалдел. Сами съемки тоже проходили необычно. У нас из команды на Северах был только оператор, при этом все готовились как к обычному фильму. Я тогда сказал, что все поменяется сразу, как только мы приедем на место.

Все всегда происходит так, как скажет Север. Очень интересно было наблюдать за оторопью ребят. В доме жара, на улице дубак, дует ледяной ветер с Баренцева моря, и дикие лошади сожрали весь наш провиант. Тотальный шок. Потом с людьми начало происходить нечто, никто не хотел уезжать, даже несмотря на то, что съемки были ужасно тяжелые. Все лежали в перерывах между кадрами. В конце еле сдерживали слезы, оттуда сложно уехать.

XS
SM
MD
LG