Ссылки

Новость часа

"Те, кто стрелял, давал команду убивать, безнаказанны". Правозащитник — о том, как год назад в Каракалпакстане подавили протесты


Военная техника после протестов в Нукусе (Узбекистан)
Военная техника после протестов в Нукусе (Узбекистан)

Год назад в начале июля в Каракалпакстане – автономной республике в составе Узбекистана –​ произошли кровопролитные события. В начале июля 2022 года тысячи людей вышли на улицы, выступив против предложенных Ташкентом поправок к Конституции, которые предусматривали лишение Каракалпакстана статуса автономии и права выхода из состава Узбекистана:

Протесты были жестко подавлены. По официальным данным, погиб 21 человек, 243 получили различные ранения. По оценкам независимых расследователей, в демонстрациях погибли от 55 до 77 человек. Власти задержали более 500 человек, часть из которых позже отпустили. Десятки граждан, в основном каракалпакстанские активисты и журналисты, получили тюремные сроки:

Подавление массовых протестов в Каракалпакстане (Узбекистан): как это было
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:29 0:00

Организация Freedom for Eurasia проводит свое независимое расследование событий в Каракалпакстане. Казахстанский правозащитник, глава фонда Liberty Галым Агелеуов рассказал узбекской службе Радио Свобода, что уже удалось выяснить. Он подчеркивает, что только количество подтвержденных жертв оказалось втрое больше официальных, а те, кто стрелял в людей, кто давал команду убивать, все остались безнаказанны.

"На первоначальном этапе – 55-57 погибших, во второй день – 77 погибших"

– Насколько тщательно власти Узбекистана расследовали события в Нукусе (столица и крупнейший город Республики Каракалпакстан – НВ), произошедшие в начале июля 2022 года? Насколько справедливыми были судебные разбирательства?

Когда мы были в Нукусе, мы установили более 55 погибших пофамильно, со всеми данными, с информацией о них. Есть подтверждающие документы, в большинстве случаев это свидетельства о смерти. Мы опрашивали людей, искали на кладбищах, в местах, где происходили расстрелы людей, встречались с людьми, звонили. Естественно, на этом этапе было очень сложно работать, потому что после того, как мы поставили узбекские симки, то сразу заметили, что за нами идет наблюдение и фиксация того, что мы делаем. После этого мы решили, что будем меньше контактировать, больше акцента сделали на социальные сети.

Получилось так, что на первоначальном этапе – это 55-57 погибших. Потому что у нас есть данные, где нет фамилий, но есть имена и отчества, и есть подробное описание, как человек погиб. Больница экстренной помощи, куда увозили убитых и тяжелораненых, предоставила информацию, что во второй день насчитывалось 77 погибших. Возможно, это число будет расти.

На самом деле жертв больше, потому что события происходили и в сельских районах, и в районных центрах, а не только в Нукусе. Но общее количество пока установить невозможно. Мы еще собираем информацию. Но так как мне закрыли въезд в Узбекистан, я не могу сам выехать в Нукус и продолжить работу.

Нукус, 1 июля 2022 года
Нукус, 1 июля 2022 года

– Насколько это обстоятельство сказалось на расследовании событий в Каракалпакстане?

Я должен был вылететь на судебный процесс Даулетмурата Тажимуратова в Ташкент. Инцидент с его арестом привел к тому, что огромное число людей вышло на площадь города Нукус, требуя его освобождения. Вот и его призыв о необходимости мирного митинга, который он сделал 1 июля 2022 года, был очень хорошо тогда воспринят. Они, наверное, еще побоялись, что я поеду опять в Нукус, это была бы третья поездка, и я продолжил бы сбор информации.

– Прошел год с событий в Нукусе. По вашему мнению, о чем промолчали СМИ Узбекистана?

Узбекским СМИ надо было продолжить ту тему, которую они начали. Была работа Gazeta.uz, которая дала информацию о том, что во второй день погибло 77 человек. Надо было продолжить свои собственные расследования. И нужно, конечно, было узбекским СМИ выезжать в Нукус и проводить сбор информации по числу погибших, раненых и по тому, какой была хронология событий, как это происходило.

Но получилось так, что то ли была дана команда, то ли что, но такие расследования не проводились. Фактически есть три издания в Узбекистане, которые писали об этом активно, и, может быть, блогерская поддержка была. Мы видим активность в социальных сетях, в телеграм-каналах, но чтобы это все как-то влияло на общественность в самом Узбекистане... К сожалению, мы не видим, чтобы требовали судебных процессов над теми, кто стрелял в людей, кто давал команду убивать. К сожалению, сейчас все они безнаказанны.

Демонстрация в Нукусе
Демонстрация в Нукусе

"Все, кто получил условный срок, выходили с условием не общаться"

– По делам о событиях в Каракалпакстане осуждены десятки человек. Была ли у вас возможность побеседовать с подсудимыми?

О подсудимых, у которых были условные сроки, естественно, информации дадут минимум. Потому что все они выходили с условием не общаться или не давать активно информацию о том, где они находились, при каких обстоятельствах, как содержались. То есть, к сожалению, вот активность больше проявлялась их родными, которые рассказывали о том, что нужна поддержка, нужно присутствие журналистов и правозащитников на судебных процессах.

Но люди, которые были оправданы или получили условный срок, – они пока активно информацию не дают. Режим говорит им, что в любой момент они могут снова оказаться на скамье подсудимых. И поэтому они стараются минимизировать контакты. Потому что на них сейчас идет давление со стороны государственных структур. К сожалению, вместо того, чтобы, наоборот, оказывать помощь, государственные органы оказывают давление на гражданских активистов внутри Каракалпакстана и в Узбекистане в целом.

– Во время событий в Каракалпакстане высказывались версии о том, что в них могут быть замешаны третьи силы. Говорилось, в частности, о ФСБ России. Насколько это обоснованно?

– Нет, мы не заметили, не зафиксировали никакой деятельности со стороны каких-то третьих сил. У людей, насколько мы выяснили, была реакция на то, что был арестован Даулетмурат Тажимуратов, и они требовали его освобождения. Поэтому было два основных лозунга – это "Азатлык" (Свобода) и "Свободу Даулетмурату Тажимурату".

Даулетмурат Тажимуратов в зале суда
Даулетмурат Тажимуратов в зале суда

"Свое обещание власти Узбекистана не выполнили"

– Насколько власти Узбекистана приняли во внимание требования международной общественности при расследовании событий в Каракалпакстане?

К сожалению, это было сделано плохо. Потому что проговаривалось на международном уровне, что итоги работы комиссии по правам человека при Олий Мажилисе (парламенте Узбекистана) будут опубликованы, озвучены в стенах парламента, но этого сделано не было. То есть свое обещание они не выполнили: вопросы по пыткам, по расстрелам, по использованию летального оружия – ничего этого не было поднято и итоги не были подведены.

– Какие выводы из событий в Каракалпакстане должны сделать власти Узбекистана?

Самый главный урок – это то, что правозащитное сообщество Узбекистана, гражданское общество, журналистское сообщество должны были объединиться и расследовать все детали того, что произошло в Каракалпакстане.

Нужно говорить о том, что Узбекистан, узбекское сообщество как бы живет своей жизнью, а Каракалпакстан живет параллельно, в другом мире. И, к сожалению, есть как бы одна правда для узбекского общества и совсем другая – для каракалпакского.

Положения Конституции номинально дают право Каракалпакстану на суверенитет, на постановку этого вопроса, на независимость. Но это была красивая игра, фантики. Это было прописано в Конституции страны, но, получается, что со стороны узбекского общества не было сильного отклика на то, чтобы начать действовать, защищать права человека в независимости от того, кто ты по национальности. Обвинения в сепаратизме стали доминировать в узбекском обществе, и это неправильно. Потому что узбекское общество само пережило гражданские события и вот тот урок, который был тогда, он должен был как раз отозваться на нукусских событиях, сплотить гражданское общество Узбекистана вне зависимости от того, кто ты – каракалпак или узбек.

Нукус после массовых протестов
Нукус после массовых протестов

***

Протесты в Каракалпакстане начались после того, как Ташкент опубликовал новый проект Конституции, предполагающий отмену суверенного статуса Каракалпакстана и его права на выход из состава Узбекистана.

События в Нукусе стали самыми кровавыми в истории независимого Узбекистана после событий в Андижане в 2005 году. По информации, предоставленной узбекскими властями, в ходе протестов в Нукусе 1 и 2 июля 2022 года погиб 21 человек и 243 человека, в том числе сотрудники правоохранительных органов, получили ранения. Были задержаны 500 человек.

После масштабных волнений в Каракалпакстане официальный Ташкент заявил об отзыве спорных поправок. Власти страны обвинили "внешние силы" в провоцировании беспорядков в автономной республике.

Международная правозащитная организация Human Rights Watch отмечала, что в ходе событий в Каракалпакстане силовики применили чрезмерную силу в отношении мирных демонстрантов, в результате чего многие люди получили тяжелые ранения или были убиты.

В начале июня 2023 года Верховный суд Узбекистана оставил без изменения приговор журналисту и активисту Даулетмурату Тажимуратову, осужденному на 16 лет в связи с массовыми протестами в Каракалпакстане.

Тажимуратов был осужден по обвинениям в "попытке свержения конституционного строя", "организации массовых беспорядков", "заговоре с целью захвата власти".

Материал полностью можно прочитать на сайте Азаттык.

XS
SM
MD
LG