Ссылки

Новость часа

"Сегодня Акаев не представляет большой угрозы". Политолог – о том, почему беглый президент вернулся в Кыргызстан


В Бишкеке задержан первый президент Кыргызстана Аскар Акаев. Он неожиданно прилетел в страну, и его тут же отправили на допрос в рамках уголовного дела о коррупции на месторождении Кумтор. До этого свергнутый глава государства жил в Москве. После допроса он заявил, что приехал в Бишкек на неделю и готов помочь следствию по уголовному делу о "Кумторе". "Я приехал, чтобы чистосердечно, искренне рассказать, как мы строили "Кумтор", для чего, какие, возможно, были допущены ошибки. Следствие будет продолжаться", – цитирует его слова Kaktus.media.

Политолог Айболот Айдосов в эфире Настоящего Времени рассказал, как и почему Аскар Акаев оказался в Кыргызстане.

Политолог Айболот Айдосов – о том, почему Акаев вернулся в Кыргызстан
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:36 0:00

– Официальные источники говорят о том, что Госкомитет национальной безопасности Кыргызстана доставил [Акаева] из Москвы в Бишкек, и сейчас он дает показания в госкомитете по известному делу о "Кумторе". А если верить слухам, то он действительно доставил себя сам: приехал вместе с сыном. Но, как показывают видеокадры, в аэропорту его все-таки встретили сотрудники госбезопасности и сопроводили в здание Госкомитета.

– Акаев уже заявил, что признателен президенту Садыру Жапарову за то, что он предоставил ему возможность прибыть в Кыргызстан. Получается, что Акаев получил некие гарантии неприкосновенности?

– Говорить о каких-то гарантиях сейчас еще рано, потому что и он сам, и официальные власти – никто не говорил о каких-то договоренностях между ними. Все пока происходит в формате интервью журналистов, где какие-то факты общественности становятся известными.

Вообще Акаеву сейчас 74 года, он первый президент Кыргызстана, в достаточно солидном возрасте человек. Вопрос о том, что он приедет в Кыргызстан, стоял и при предыдущих президентах, не только при Садыре Жапарове: до этого Алмазбек Атамбаев, Салмоор Джумабеков [были] – тоже этот вопрос обсуждался. Но так сложилось, что именно сейчас он прибыл в Кыргызстан.

– Я сегодня читал на разных сайтах, в том числе на сайте Радио Азаттык, интервью Акаева, где он говорит, что побывал в том числе и в резиденции президента. Все-таки речь идет о каком-то приеме, нежели о вызове на допрос?

– Я не присутствовал на этой встрече, поэтому я что-либо говорить не могу. Вообще это дело очень интересное.

Существует закон в Кыргызстане, согласно которому те годы, когда он управлял государством и подписывал эти документы, не считаются уголовно преследуемыми: то, что он в Кыргызстане находится, и то, что его арестуют, – это все под большим вопросом. А то, что он будет ходить и участвовать в этих следственных мероприятиях, – это факт.

Действительно, во время того, как канадская компания Cameco заходила на рынок Кыргызстана, начинала всю эту историю, этот человек возглавлял государство, и, безусловно, без его влияния всего бы этого не произошло бы. На сегодня нужно отметить такой момент, что Акаев не представляет большой угрозы, он сейчас не имеет такого большого электората, как это было, например, в те годы, когда он управлял государством. И эти страхи, которые сегодня навязываются обществу о том, что после Акаева, возможно, в Кыргызстан приедет Бакиев, немножко натянуты.

Бакиев, в отличие от Акаева, действительно фигура и сегодня, несмотря на его историю, которая связана с тем, что произошли кровавые события. Он пользуется популярностью на юге, и люди готовы за него голосовать и идти за ним.

А Акаев, к сожалению, за годы пребывания в Москве растерял свой электорат, доверие народа. Возможно, он пользуется какой-то популярностью в Кеминском районе Чуйской области, это на севере Кыргызстана, но в масштабе государства это сегодня просто первый президент, он как символ того, когда Кыргызстан получал независимость, можно сказать. И в преддверии 31 августа – 30-летия страны – его приезд очень символичен.

– Айболот, я все-таки пытаюсь понять, для чего Акаеву нужно было возвращаться в Кыргызстан? Жил бы себе спокойно в изгнании в Москве, как делал это уже более 15 лет.

– У кыргызов, у нас свой менталитет, своя культура. Все-таки человеку хочется свою старость провести на родине, он очень скучал по Кыргызстану, здесь скончался его родной брат, на похоронах которого он не смог присутствовать. Насколько сейчас известно, он также собирается посетить место погребения своего брата. Вообще для кыргызов это уважение к земле, к родине присутствует в другой плоскости, поэтому для него это важно.

В тот же момент Акаев – наша история. Действительно, при нем произошло много реформ, изменений, демократических процессов, благодаря нему мы стали островком демократии. В то же время он, конечно, внес свою лепту в те процессы, которые произошли после него, имеется в виду это беззаконие, какие-то революции, череда каких-то негативных событий. Конечно, его вклад в это был.

– Айболот, золоторудный Кумтор является объектом финансовых и экологических споров уже много-много лет. С ним, так или иначе, замешан чуть ли не каждый президент страны. А вот Жапаров, нынешний президент, как себя ведет по отношению к этой компании?

– Жапаров является как раз таки человеком, который фактически свою политическую карьеру, имеется в виду, когда он вышел на уровень и стал большим крупным игроком, построил именно на борьбе за то, чтобы национализировать, вернуть "Кумтор" государству, Кыргызстану, народу, как он говорил. Именно за счет этого он приобрел эту популярность на уровне республики, огромный электорат, который в итоге вынес его на вершину политического Олимпа Кыргызстана.

XS
SM
MD
LG