Ссылки

Новость часа

У Эстонии через несколько лет может появиться собственная АЭС. Жители деревни, где ее могут построить, категорически против проекта


Будет ли АЭС в Эстонии? Жители деревни Летипеа объясняют, почему они против проекта
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:11:16 0:00

Будет ли АЭС в Эстонии? Жители деревни Летипеа объясняют, почему они против проекта

Власти Эстонии обсуждают строительство в стране АЭС — в небольшой деревне Летипеа на берегу Балтийского моря, между Нарвой и Таллинном, где живут всего 20 семей. По плану, станция может появиться там уже в 2030-х годах. Но буквально все жители этого удаленного и очень тихого места выступили против проекта и подали в суд на компанию Fermi Energia, которая продвигает атомную энергетику в Эстонии.

"Если атомная станция появится в этом районе, я беспокоюсь за это сообщество, которое я потеряю, — объясняет американец Мэтью, который купил в Летипеа несколько лет назад летний дом и переехал туда с женой Керсти. — Мне интересно: выгонят ли нас, или все просто добровольно решат уехать? Мне 68 лет, и я хочу пустить корни в Эстонии на всю оставшуюся жизнь. И у меня есть это сообщество, которое я нашел, я живу в очень хорошей компании. Здесь не так уж много людей, наверное, около 20 крепких семей, которые живут в этом районе. Сейчас я знаю, наверное, две трети из них. И мне очень нравится наше сообщество".

"Я сама из Эстонии, — говорит Керсти. — Поэтому мы искали какое-то место в моей родной стране, и чтобы оно было поближе к моему родному городу Раквере. И вот мы нашли это чудесное место, это настоящий природный заповедник!"

"Для нас стало сюпризом, как быстро все случилось, — подчеркивает Керсти. — Правительство Эстонии даже не успело заговорить об АЭС, как мы узнали, что Fermi Energia уже запланировали у нас работы по изучению грунта, чтобы понять, можно ли вообще здесь что-то построить!"

"Мой личный опыт, как американца, свидетельствует о том, что когда что-то такое начинает происходить, всем местным жителям об этом сообщают, — соглашается с женой Мэтью. — Проводят встречи, на которых объясняют жителям в чем заключается план и в какой срок он будет выполнен. В нашем случае ничего такого не было!"

В советские времена в балтийских республиках существовала единственная АЭС — Игналинская в Висагинасе на северо-востоке Литвы, недалеко от границы с Беларусью. Она работала 26 лет: с 31 декабря 1983 года по 31 декабря 2009 года, но была закрыта в рамках общеевропейской политики по отказу от атомной энергии. При этом в непосредственной близости от границ Латвии, Литвы и Эстонии работают или строятся несколько атомных электростанций: в Беларуси и Калининградской области (сейчас ее проект заморожен).

Власти Эстонии решили вернуться к АЭС во многом из-за того, что это гораздо более чистый способ получения энергии. Сегодня, по данным исследователей энергетики, 30% производимой в Эстонии электроэнергии получают из добываемого в стране горючего сланца (угля), что является неэкологичным, а также из сланцевого газа. Правительство Эстонии объявило, что поставило себе целью к 2050 году полностью отказаться от ископаемого топлива. Еще около 30% энергии Эстонии дают возобновляемые источники (ветро и солнечная генерация), а остальное — импорт, в том числе природного газа, который является достаточно дорогим топливом. АЭС могла бы решить эти проблемы и, среди прочего, может сделать Эстонию энергонезависимой.

Но критики проекта указывают в первую очередь на то, что реакторы той конкретной модели, которую выбрала Fermi Energia на практике еще не используются нигде в мире, хотя сейчас идет обсуждение об их возможной установке в Канаде, Польше и США в будущем. По сути, это экспериментальная технология.

Мэтью также подчеркивает, что в первую очередь не доверяет компании, которая хочет строить АЭС и называет ее "стартапом".

Андрес Ингерман из компания Fermi Energia, которая лоббирует проект, эти обвинения отвергает.

"Тот реактор, который мы планируем построить в Эстонии, — это американо-японская разработка от компании General Electric Hitachi. Реактор BLRX-300, это легководный реактор на кипящей воде, — объясняет он. — Реактор маленький, в случае его отключения от сети, его легко охлаждать, там мало топлива, и пассивные системы безопасности позволяют его охлаждать в течение семи дней без участия человека".

Ингерман считает, что АЭС необходима, если Эстония собирается становится энергонезависимой и производить энергию самостоятельно, а не импортировать ее из-за рубежа или ввозить топливо для генерирующих станций из-за границы.


"Импорт сегодня доминирует в энергомиксе стран Балтии. Сейчас Эстония получает недостающую электроэнергию в основном из Финляндии. И, по сути, те деньги, которые мы платим за рубеж, они уходят из экономики, и было бы неплохо становиться энергонезависимым в этом вопросе. И если речь идет о генерации без выбросов СО2, то помимо атомной энергетики, в принципе, вариантов-то и нет, — объясняет он. — Мощности электростанций, которые сжигают горючий сланец, надо будет чем-то заместить. Как варианты, предлагается атом или энергия ветра".

"В пиковые периоды энергопотребление в Эстонии составляет порядка 1500-1600 мегаватт, — соглашается с аргументом о зависимости Эстонии от импорта Андрей Зайцев из профсоюза энергетиков Нарвы — И это бывает как в холодные зимы, так и жарким летом. Есть кабели ESTLINK-1 и ESTLINK-2, которые проложены по дну Финского залива, по которым электроэнергия может передаваться как из Финляндии в Эстонию, так и наоборот. Сегодня, когда оба кабеля в работе, в основном, конечно, электроэнергия идёт. Но в то же время у Финляндии есть свои проблемы с той же АЭС "Олкилуото".

****

Мэтью также говорит, что если АЭС в его деревне будет построена, у него особую тревогу вызывает проблема хранения отработанного ядерного топлива, которое сохраняет радиоактивность в течение тысяч лет.

"Буквально на днях я читал статью о том, что в течение 60-летнего цикла работы этой АЭС будет произведено около 700 тонн радиоактивных отходов. Окей, и какой у них план насчет этого?" — спрашивает он.

Эти опасения разделяет Марек Страндберг, глава отдела новостей о науке и технологиях газеты Postimees.

"Нам нужно создать хранилище. И нет смысла делать это на территории Эстонии, потому что наша территория и так очень мала, чтобы хранить что-то десятки тысяч лет, — считает он. — К тому же, представьте: через сотни или даже тысячи лет возможно кто-то будет проводить археологические раскопки или просто строить дом и случайно наткнется на такое хранилище, о котором все уже забыли!"

Страндберг напоминает, что на территории Эстонии уже есть одно захоронение радиоактивных отходов, оставшихся с советских времен, и это его тоже беспокоит.

"В середине 1990-х я работал в Силламяэ на предприятии под названием SILMET, это завод по обогащению редкоземельных металлов, — рассказывает он. — Во время советской оккупации там обогащали урановую руду из Чехословакии, а радиоактивные урановые отходы складировали недалеко от берега Балтийского моря и закатывали в бетон. Так что на территории Эстонии уже есть почти 800 тонн радиоактивных отходов".

"Когда накопится достаточное количество топлива для того, чтобы его захоронить, то мы рассматриваем два варианта. Первый вариант – это хранилища по типу шведского и финского, — отвечает на вопрос о хранилище Андрес Ингерман из Fermi Energia. — В Финляндии построено хранилище Онкала: в горной породе в граните роются туннели, в которые складываются вот эти контейнеры с отработавшим ядерным топливом, и там оно в этой цельной породе может храниться очень долго, миллионы лет, в полной безопасности, не представлять угрозы для человека. Второй вариант – более инновационный. Американская компания разрабатывает способ бурения шахт: узкая шахта, которая бурится на полтора километра в землю, тоже в горную породу, в гранит".

****

Керсти и Мэтью из Летипеа рассказывает, что Fermi Energia уже провела в деревне предварительные геологические исследования.

"Они изучают, можно ли вообще строить АЭС на глиняной почве, ведь сама АЭС будет безумно тяжелой в плане давления на грунт, поэтому они беспокоятся о надежности фундамента и подобных вещах, — рассказывает Мэтью. — Также очень интересно, что они обнаружили, что на этой территории на самом деле много глины. Но это, похоже, не останавливает их планы".

Андрес Ингерман в ответ на эти опасения говорит, что решение о том, что атомная электростанция будет построена в Эстонии, еще окончательно не принято. "Но это, скажем так, есть движение по этому пути", — замечает он.

"Сейчас Эстония находится на втором этапе по вот этому фреймворку МАГАТЭ по внедрению атомной энергетики. Всего их три. И вот на этом втором этапе мы, по сути, сейчас будем выбирать место, где могла бы быть построена атомная электростанция, — объясняет он. — До этого должны быть сделаны предварительные расчеты, выявлены множество разных мест, где для строительства подходит геология, где есть достаточно воды для охлаждения реакторов. А сейчас уже будут более детально исследоваться две территории, которые мы предложили. Этот этап продлится до 2027 года. И уже после этого парламент должен будет принять решение, строим мы атомную электростанцию или нет".

"И, если все пойдет по плану, то в 2031 году планируется начать строительство, а в 2036 году атомная электростанция должна быть построена", — говорит он.

Для создания АЭС эстонскому государству надо будет вложить около 120 миллионов евро в течение 10 лет. Общая же стоимость проекта может составить около 3 миллиардов евро за 2 энергоблока по 300 мегаватт/час каждый. Но государственное финансирование станет доступным, если решение о строительстве АЭС будет принято окончательно.

Пока же Fermi Energia финансирует планировочные работы по выбору места для станции из собственных средств, в размере 4 миллионов евро. В основном это деньги эстонских предпринимателей, хотя есть и иностранные инвесторы, например, энергокомпания Vattenfall, которая вложила в проект 1 миллион евро. В начале 2025 года Fermi Energia даже объявила, что урежет зарплаты сотрудников из-за финансовых трудностей.

XS
SM
MD
LG