Ссылки

Новость часа

Россия вывозит заключенных из колоний на оккупированных территориях: Ольга Романова предполагает, что их заставят воевать за Москву


При отступлении с правобережной части Херсонской области российские военные вывезли заключенных украинских тюрем в десять колоний на территории России. Об этом сообщает издание "Сирена", ссылаясь на собственные данные и информацию правозащитных проектов "Русь сидящая" и Gulagu.net.

Родные украинских заключенных, с которыми поговорили журналисты, рассказали, что в мае заключенных из колоний в Херсонской и Николаевской областях начали свозить в исправительную колонию №7 в 50 км от Херсона. За две недели до отступления российских войск из города российские военные стали перевозить заключенных в колонии в России.

Издание опубликовало карту, на которой отмечены десять колоний, куда, предположительно, вывезли заключенных. Большинство из них находятся в Краснодарском крае. По информации Владимира Осечкина из Gulagu.net, с украинскими заключенными, прибывающими в российские колонии, обращаются жестоко, против них применяют электрошокеры. По его данным, с украинцами работает отдел специального назначения УФСИН, а от российских заключенных их изолируют.

По данным основательницы правозащитного проекта "Русь сидящая" Ольги Романовой, всего российские войска вывезли из Херсонской области пять тысяч заключенных. Подробности она рассказала в эфире Настоящего Времени.

– Хочу уточнить, что это, во-первых, за все время. Во-вторых, я туда добавляю вывезенных насильно еще и, например, пациентов психоневрологического интерната. Они сейчас находятся в Крыму.

– Что это за цифра – пять тысяч? Это касается только Херсонской области или всех оккупированных территорий?

– Из Херсонской области вывезено две с половиной тысячи. Если прибавить психоинтернат и людей, вывезенных в том числе и с территории Донецкой области – из Чернухинской колонии и Еленовки, – то примерно пять тысяч.

– Но Еленовка – это колония на территории, которая была захвачена еще восемь лет назад. Кого сейчас оттуда стали вывозить?

– Мы недавно делали большое интервью с Константином Величко – программистом из Мариуполя, который почти четыре месяца сидел в Еленовке и освободился в середине лета, – он свидетельствует о том, что там было много гражданских перемещенных лиц, гражданских арестованных, похищенных, задержанных наряду с военными. И уже в конце лета, после того как было туда попадание, после того как погибли люди, их стали вывозить в Россию. Сейчас там уже практически никого нет. Колония пустая.

– А если говорить про Херсон. Кого они сейчас вывозят из Херсона? Это именно заключенные, которые отбывают сроки, назначенные Украиной? Или в Херсоне это еще те, кто взят там в плен, кого посадили в тюрьму за период оккупации?

– Они вывезли практически всех. А кого не успели вывезти, того просто отпустили, насколько я знаю. Вывозили в основном украинских заключенных с украинским паспортом, осужденных за преступления, которые были совершены против украинских законов на территории Украины. То есть они осуждены еще украинскими судами.

Они вывезли практически всех

Те, кто был так или иначе задержан на территории Херсонской области и помещен в СИЗО, растворены в общем потоке заключенных. Если честно, лучше им пока так и оставаться: как арестованные украинскими властями, а не как арестованные российскими властями. Поэтому ради их безопасности давайте мы эту тему не будем очень сильно поднимать, потому что иногда родственники делают такие серьезные ошибки. Они обращаются к российским властям: "Отпустите моего сына. Он служил в ВСУ, но это было давно – два года назад". Это не надо говорить. Поэтому давайте эту не очень хорошую тему, которая способствует усилению охоты за украинцами, опустим.

– Давайте тогда обсудим, в какие российские колонии этих украинских заключенных сейчас перевозят? Это колонии в глубине России? Раньше сообщалось о том, что освобождены колонии в приграничных с Украиной регионах. Как сейчас обстоят дела, куда везут?

– Вы знаете, в приграничных с Россией регионах колонии освобождаются для того, чтобы завербованные заключенные, например, у нас есть сегодня сообщение, что началась массовая вербовка в колониях Ханты-Мансийского округа.

– Завербованные российские заключенные?

– Да, завербованные российские заключенные. Они там проходят подготовку. Естественно, украинцы так близко к границе находиться не будут. Их распределили сначала в три области: это Волгоградская область – причем это уже дальняя зона, это от Волгограда 70-80 километров, – это Ставропольский край и Краснодарский край. Сейчас идет речь о Владимирской области. Возможно, под них тоже сейчас освобождают зоны на Урале. Мы пока не понимаем, под кого идет освобождение зон на Урале: под украинских военнопленных или под похищенных украинских заключенных. Но понятно, что под украинских граждан.

Почему еще освобождаются колонии? Потому что очень много заключенных завербованы на войну. То есть идут на Украину российские заключенные. Зоны эти укомплектовываются, их собирают вместе, освобождаются зоны, и туда уже будут поступать украинцы.

– А какая емкость у этих освобождаемых колоний?

– Каждая колония – 1300-1500 человек.

– Украинцев сейчас в эти колонии привозят после пыток или, так как их много, их не пытают?

– Вы понимаете, с ними же невозможно общаться. Они полностью отрезаны от общения с другими заключенными. С ними нельзя разговаривать – они помещены в отдельный барак, там карантин. Люди жестко наказываются за попытку поговорить с украинскими заключенными. Адвокатов к ним не допускают.

– Какие-то украинские адвокаты пытались попасть к своим подзащитным на территории России?

– Мы пока устанавливаем местонахождение. Когда мы точно знаем, что такой-то человек находится в такой-то зоне, мы посылаем письма. И если есть наша отметка, что человек получил это письмо, отправляется адвокат, конечно. Мы пока нашли одного человека из этих двух с половиной тысяч херсонских. И из остальных гражданских похищенных – порядка 100 человек.

– Вы вообще можете судить об этих людях только из сообщений, писем каких-то других российских заключенных или их родственников?

Они все переломанные, много открытой формы туберкулеза, истощенные

– В основном люди, конечно, нам не пишут. Но если пишут – да, пишут. В основном это голосовые сообщения, которые приходят ночью. Вообще это тюрьма – перезвонить невозможно. Но мы все время получаем голосовые сообщения и знаем, кто это. И в голосовых сообщениях есть прилагательные: "Они переломанные". Они все переломанные, много открытой формы туберкулеза, истощенные – прилагательные такие. Так описывают доставленных украинцев из Херсонской области.

– Вы понимаете цель – зачем Россия этих украинских заключенных вывозит? Чтобы потом использовать как обменный фонд?

– Обменный фонд – конечно, нет. Обменный фонд – это гражданские похищенные в Украине, обычные мирные [жители]. Те, которые не были осуждены ни российским, ни украинским судом, им не были предъявлены никакие обвинения. Вот они – обменный фонд.

Украинские заключенные – это другое. Насколько я знаю, их собираются пересуживать по российским законам российскими судами, поскольку российские власти их считают уже российскими гражданами. Так же как они Херсон считают российским. Как захотели – так и посчитали. И они вот так захотели их посчитать российскими гражданами. То есть они уже получаются российские преступники. Я думаю, что очень мало у кого дойдет дело до суда. Впрочем, может быть, и дойдет.

Я думаю, что "ЧВК Вагнера" их будут вербовать воевать в Украину. Но от "ЧВК Вагнера" можно еще как-то отбрехаться. Но что хуже – к ним придет волна мобилизации. И их, как российских граждан, просто заберут воевать в Украину как мобилизованных.

– Именно это – конечная цель: увозят в Россию, чтобы потом отправить в Украину воевать?

– Да, воевать.

XS
SM
MD
LG