Ссылки

Новость часа

В Беларуси частная компания собирает у школьников отпечатки пальцев якобы для подбора подходящего вида спорта


Спортивный чиновник открыл в Минске частную фирму под названием "Республиканский научно-практический центр спортивной и профессиональной ориентации". По отпечаткам пальцев там обещают определить оптимальные для школьников виды спорта. Спортивные медики называют такую технологию паранаучной, однако компания сотрудничает с Министерством образования и проводит тесты в 20 школах страны.

Школьник сдает отпечатки пальцев, а затем программа на основании рисунков кожи определяет, каким видом спорта ему лучше заниматься и каким может быть его спортивное амплуа – то есть позиция в игровых видах спорта: вратаря, защитника или нападающего.

Минобразования: проект согласован, от него неплохие ожидания

Инновационный проект со школами рассчитан на три года. Его проводят Министерство образования и частная компания "РНПЦ спортивной и профессиональной ориентации", которым руководит Леонид Дворецкий. По словам Сергея Зубовича, директора Мазоловской школы Витебского района, биометрические тесты для школьников как для участников проекта бесплатны. Если же проводить тест самостоятельно, в Минске он будет стоить 50 рублей (около $23) на одного человека, а в регионах – 37 рублей.

"Мы решили взяться за этот проект, посмотреть по биометрическим показателям, кому из детей какие виды спорта близки, – говорит Зубович. – Вот, например, кто-то занимается легкой атлетикой, а по его биометрическим данным будет выгоднее заниматься другим видом спорта в дальнейшем".

В Министерстве образования белорусской службе Радио Свобода подтвердили, что инновационный проект с Леонидом Дворецким согласован. Здесь опираются на опыт Федерации биатлона, где проводилось биометрические тестирование, сказал Александр Матюшонок из Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Минобразования.

"За год получается 3-4 ребенка, которые попадают в школу олимпийского резерва, – рассказал Матюшонок. – Открывается талант, определяется, что ребенок талантлив в этом направлении. А тут была такая инициатива – попробовать как пилотный проект по всем школам. Ожидания от него планируются неплохие".

Такие сертификаты получают школьники после того, как сдадут отпечатки пальцев
Такие сертификаты получают школьники после того, как сдадут отпечатки пальцев

Спортивные медики: это паранаука, верить таким тестам нельзя

Инна Черныкова, заведующая лабораторией психологии спорта государственного учреждения "Республиканский научно-практический центр спорта", говорит, что дерматоглифические тесты нельзя воспринимать серьезно [дерматоглифика – отрасль знаний, которая изучает отпечатки кожного рисунка стоп и ладоней человека].

"Определять склонность даже по генетическим исследованиям достаточно сложно, – сказала Инна Черныкова. – Биометрические тесты – это еще более формальный подход. Так скажем, паранаучный".

По словам Инны Чарныковай, биометрические тесты в белорусском спорте официально не используются.

"Государственные учреждения, как мы, имеют право использовать только сертифицированные серьезные методики. Они [Леонид Дворецкий] пытались подавать научный проект [в Минспорта], но он был раскритикован. Было заявлено, что никакого сотрудничества быть не может".

Зарубежные ученые: это хиромантия, результаты нельзя принимать всерьез

Российские ученые высказываются по поводу биометрических тестов еще более категорично. В 2016 году Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской академии наук выдала Меморандум по дерматоглифическому тестированию. Академические ученые назвали такие тесты хиромантией.

"Научных подтверждений тому, что по отпечаткам пальцев можно определить способности человека или дать рекомендации по выбору видов спорта, профессии или партнеров, не существует".

Ученые советуют не пользоваться платными услугами компаний, которые проводят биометрические тесты, а полученные результаты тестирования не принимать всерьез.

"Государственным организациям, особенно образовательным, не сотрудничать с представителями дерматоглифических компаний, так как это может привести к научно необоснованной и незаконной дискриминации граждан в части получения ими образования и работы", – заключали российские ученые.

Среди компаний, которые проводят биометрические тесты, упоминается и InfoLife, чью технологию использует Леонид Дворецкий.

Минспорта: компания не имеет к нам отношения

Среди партнеров Дворецкого первым указано Министерство спорта и туризма. Но там очень удивились заявленному партнерству. Виталий Гаптар, начальник отдела спортивной науки, медицины и антидопингового контроля, сказал, что Дворецкий не имеет отношения к министерству.

Гаптар говорит, что знаком с дерматоглифический технологией, но чтобы на 100% определить склонность ребенка к определенному спорту, недостаточно взять его отпечатки пальцев. Нужно провести минимум шесть генетических тестов, что стоит более тысячи долларов.

"Я не думаю, что реально можно определить склонность по самым элементарным тестам", – сказал Гаптар. Он вспомнил, что Леонид Дворецкий ранее работал в Министерстве спорта. К 2006 году он был заместителем директора Научно-исследовательского института физической культуры и спорта.

Леонид Дворецкий, директор "Республиканского научно-практического центра спортивной и профессиональной ориентации". Фото с сайта компании rcspo-best.by
Леонид Дворецкий, директор "Республиканского научно-практического центра спортивной и профессиональной ориентации". Фото с сайта компании rcspo-best.by

Кроме того, оказалось, что в 2006 году Дворецкий был осужден на 5 лет с конфискацией имущества. Как писала газета "Прессбол", суд обязал взыскать с Леонида Дворецкого и его коллеги Михаила Саламянца 1,2 миллиарда рублей (на то время – $535 тысяч). Пять лет ему было запрещено занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций. Тогда Дворецкого и Саламянца осудили за фиктивные тендеры по закупке фармакологических средств и пищевых добавок, а также медоборудования для нужд организаций Минспорта.

Вместо офиса компании кабинет музыки в образовательном центре

"Республиканский научно-практический центр спортивной и профессиональной ориентации" – это не государственная организация, а частная компания. Ее директор – Леонид Казимирович Дворецкий также работает начальником отдела диагностики и резерва кадров в государственном Институте повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов физической культуры, спорта и туризма.

Компания зарегистрирована в 2014 году на сына Дворецкого – Евгения Леонидовича. Она работает по франшизе InfoLife в Беларуси.

На сайте компании очень кратко объясняется технология биометрических тестов: "По отпечаткам пальцев рук определяется уровень врожденных способностей (в процентах) к 19 олимпийским и 13 неолимпийским видам спорта".

Для проведения теста используются аппараты InfoLife. Это российская компания, которая и разработала программное обеспечение. Для этого проанализировали отпечатки пальцев более 6 тысяч человек.

Физически институт нигде не расположен. Журналисты приехали по адресу, указанному на сайте, но нашли кабинет музыки в Центре дополнительного образования детей и молодежи "Контакт".

"Какой центр? – не понимает сразу охранница. – А... Этот про отпечатки пальцев? Так он здесь уже два месяца не появлялся".

Леонид Дворецкий: комментарии только с разрешения ректора

По телефонам, указанным на сайте, отвечает сам Леонид Дворецкий. Сначала звоним и представляемся как желающие пройти тест.

"По этой методике защищена уже не одна докторская диссертация, кандидатские. Мы сотрудничаем с Всероссийским научно-исследовательским институтом по физкультуре и спорту, – говорит Дворецкий по телефону. – Чтобы определить точность программы в Беларуси, мы провели обследование 15 олимпийских чемпионов и призеров Олимпийских игр. И менее 93% у них не было показателей врожденных способностей к своему виду спорта".

Потом звоним Дворецкому как журналисты Радио Свобода. Сначала он назначил встречу на своем рабочем месте в Институте повышения квалификации, но на следующий день отказался разговаривать.

– Надо встречаться официально. Ректор института дает нам добро. Официально к нему, и с вами с удовольствием встречусь и поговорю.

– А при чем тут ректор, если компания не принадлежит институту?

– Я не частное лицо. Я работаю на государственной службе.

Оригинал статьи – на сайте Радыё Свабода

КОММЕНТАРИИ

По теме

XS
SM
MD
LG