Ссылки

Новость часа

Солипсизм Следственного комитета в летнюю ночь: как расследуется дело "Гоголь-центра"


Солипсизм Следственного комитета в летнюю ночь: как расследуется дело "Гоголь-центра
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:17:08 0:00

Так был ли спектакль? В России продолжается кафкианская драма по мотивам Уильяма Шекспира. Адвокаты бывшего директора театра "Гоголь-центр" Алексея Малобродского обжаловали его арест.

На этой неделе Малобродского арестовали и отправили под стражу до 19 июня. Все это продолжение майского дела, по которому прошли обыски в "Гоголь-центре" и дома у его художественного руководителя, культового режиссера Кирилла Серебренникова.

Дело касается якобы хищения государственных средств в организации "Седьмая студия", которая была основана Серебренниковым. Подозреваемыми по делу, помимо Алексея Малобродского, проходят бухгалтер Нина Масляева и бывший генеральный директор компании Юрий Итин.

Серебренников проходит по делу свидетелем. Как сообщал телеканал Дождь со ссылкой на источники в администрации президента, не заводить против него уголовное дело приказал лично глава Следственного комитета Александр Бастрыкин – после того, как за режиссера вступились знаменитые актеры и в прошлом доверенные лица Владимира Путина Чулпан Хаматова и Евгений Миронов. Последний даже передал письмо Путину.

За остальных фигурантов дела доверенные лица президента не вступились. Вот они и оказались под следствием. Показания против Малобродского дала задержанная в конце мая Нина Масляева – пожилая женщина с диабетом, которую поместили в СИЗО.

Если верить материалам дела, Министерство культуры выделило около 70 миллионов рублей на проведение спектаклей и гастролей. Деньги были перечислены в "Седьмую студию". Но обвиняемые якобы решили их похитить.

Накануне в камере у Алексея Малобродского побывали правозащитники. По их словам, к бывшему директору "Гоголь-центра" в нарушение правил содержания в СИЗО подселили человека, которого уже привлекали к ответственности. Он пытается давить на Малобродского и запугивать его.

За Алексея Малобродского – и опять лишь за него, но не за других задержанных по делу – вступился Союз театральных деятелей и его председатель, режиссер Александр Калягин.

"Малобродского обвиняют не в убийстве, не в терроризме, даже не в злостном хулиганстве. Его обвиняют в том, что он не так потратил государственные деньги. Чисто экономический проступок. К Малобродскому зачем-то применили крайнюю меру, заключили под стражу как злостного преступника", – заявил Калягин.

  • "Сон в летнюю ночь" – один из самых известных спектаклей "Седьмой студии", один из немногих, который продолжил жить и после закрытия проекта "Платформа". Его поставили в начале 2012 года. Осенью этого же года в Москве на фестивале "Новый европейский театр" состоялась премьера спектакля.
  • Весной 2013 года "Сон в летнюю ночь" показали во Франции в парижском национальном театре "Шайо".
  • Осенью 2013 года спектакль участвовал в фестивале "Балтийский дом" в Санкт-Петербурге.
  • В 2014 году постановка была номинирована на национальную театральную премию "Золотая маска" как "Лучший спектакль малой формы".
  • В рамках проекта "Платформа" спектакль сыграли 15 раз. После этого постановка была перенесена в "Гоголь-центр".
  • Вот уже три года "Сон в летнюю ночь" входит в постоянный репертуар этого театра. Ближайшие показы пройдут в Москве в "Гоголь-центре" 3, 4, 6, 7 и 8 июля.

Как утверждает следствие, Итин, Малобродский и Масляева подготовили финансовые документы по организации спектакля "Сон в летнюю ночь", но в действительности затрат не было – это даже огласила судья на заседании 21 июня. Хотя на самом деле спектакль благополучно идет с 2012 года. Вот как проходил суд по мере пресечения:

Как и почему суд поместил в СИЗО бывшего директора "Гоголь-центра". Комикс НВ
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:48 0:00

На суде адвокаты просили приложить к делу рецензии на спектакль в российских медиа – но суд отказал, а как вы видели в нашем комиксе, прокурор и вовсе назвал газетные статьи недостаточным доказательством существования спектакля.

"Прийти на спектакль и убедиться, что он существует"

В основном спектакль, как можно догадаться из названия, состоит из текста Уильяма Шекспира. Но, как и любая постановка Серебренникова, он не обходится без современной прозы. Шекспировский текст монтируется со вставками драматурга Валерия Печейкина. Герои как бы попадают на прием к психоаналитику, пытаясь справиться со своими страхами. О том, как сюжет современной драмы воплотился в историю вокруг спектакля – то ли был, то ли не было его, Настоящему Времени рассказал сам Валерий Печейкин.

"Прийти на спектакль и убедиться, что он существует"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:11 0:00

— Валерий, какой ответ на эту атаку со стороны театрального сообщества, со стороны зрителей является наиболее верным, на ваш взгляд?

— Мне кажется, что единственный правильный, адекватный ответ, который может сделать зритель, – это прийти на спектакль и посмотреть, и убедиться в том, что этот спектакль существует. Я думаю, что многие зрители, которые придут на "Сон в летнюю ночь" в июле, будут смотреть его уже не в первый раз, и смогут убедиться, что то, что они видели раньше, это был не сон, это был настоящий спектакль, он по сей день, как я сказал, живой.

А что может сделать театральная общественность – ну, во-первых, правда работает, создавать информационную волну, что мы, в общем-то, уже и делаем, потому что такие ситуации нельзя пропускать. Они переводят, так сказать, жанр нашей жизни из реалистического драматического повествования в пьесу абсурда, где, правда, уже нет, кажется, никаких законов. И вот нам в срочном порядке нужно не допустить смену этого жанра. Потому что если мы это не сделаем, мы уже наблюдаем, как русская поговорка "закон – что дышло: куда повернёшь – туда и вышло", мы уже наблюдаем, что эта поговорка уже изменила нам главный закон страны – Конституцию. Поэтому чтобы этого не произошло, мы должны, в первую очередь, создавать информационный фон, а внутри информационного фона труднее делать гадости.

— А власть к этому голосу общественности вообще готова прислушиваться?

— Мне кажется, что может, однако нужно понять простую вещь: что логика действия власти не вполне равна нашей логике, во-первых. Во-вторых, у властной машины существует очень серьезная инерция, и вот сейчас этот механизм просто пока еще не может остановиться. И он будет останавливаться или свободно падать так долго, пока не встретит преграду. И вот мы этой преградой можем выступить. А инерция связана с тем, что дело было запущено, кафкианский процесс был начат, и, соответственно, он развивается по своим естественным законам, они не могут его закончить, остановить просто так.

КОММЕНТАРИИ

Коронавирус. Вся статистика
XS
SM
MD
LG