Государственная телекоммуникационная компания Таджикистана – Таджиктелеком – запустила первый национальный мессенджер под названием Oriz (в переводе с арабского –"обращающийся"). Приложение доступно в Google Play и App Store.
В Службе связи связи при правительстве Таджикистана заявили, что одно из главных преимуществ Oriz – его эффективность при низкой скорости интернета. "Это преимущество особенно важно для отдаленных регионов страны и таджикских мигрантов за рубежом, ведь большинство зарубежных приложений корректно работают только при высокоскоростном интернете", – сообщили чиновники.
В ведомстве отметили, что после ограничения в России доступа к Telegram и WhatsApp тысячи таджикистанских мигрантов оказались оторванными от своих близких.
Также чиновники пообещали безопаность: "Oriz – это шаг к цифровому суверенитету: все данные пользователей хранятся на серверах, расположенных внутри страны".
Но ажиотажа вокруг мессенджера среди таджикистанцев не случилось. Сотрудница центра IT.RUN Таманно Курбонова признает: интерфейс понравился. "Но, по-моему, люди все-таки будут использовать старое приложение", – говорит она.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Шаг к цифровому суверенитету или контролю. О создании национального мессенджера заявил Таджикистан
C Google Play мессенджер скачали свыше 10 тысяч раз. Пользователи оценили мессенджер на 2,8. Они отмечают проблемы со звуком, а также регистрацией по российскому номеру и почте.
Ранее в России начали блокировку звонков в Telegram и WhatsApp – в качестве альтернативы власти также презентовали национальный мессенджер Max, разработанный ВКонтакте. Эксперты отмечают, что Max собирает куда больше информации о пользователях, чем указано в политике конфиденциальности. Российские силовики могут получить доступ не только к переписке, но и другим данным с телефона: IP-адресу, местоположению, провайдеру, контактам из адресной книги, доступ к камере и микрофону, а также информацию о действиях в приложении.
Аналогичные вопросы возникли и у пользователей Oriz. Скачав приложение, обратили внимание на пункт в политике конфиденциальности, который, по их мнению, ставит под сомнение безопасность переписки: "Во время вашего использования веб-приложения мы собираем различные данные, включая личные данные, например, ваше имя, электронную почту и фото профиля; содержание сообщений, которые вы отправляете или получаете; данные об устройстве, через которое вы заходите в мессенджер –тип устройства или операционная система".
Эксперт по цифровым технологиям Рустам Гулов отмечает: если разработчики будут иметь прямой доступ к переписке, то это вызывает большие сомнения к мессенджеру по существу.
"В политике использования, если вы обращали внимание, написано, что обработчики имеют доступ к содержимому отправленных и полученных вами сообщений. То есть они сохраняются. Если под "содержимым сообщений" подразумевается то, что вы отправили и получили, значит, они могут читать наши сообщения, а это не соответствует никаким требованиям безопасности", – говорит он.
Ранее о внедрении национального мессенджера Aitu ("Айту") сообщили власти Казахстана. С 15 сентября все госслужащие обязаны обмениваться внутренней информацией только с помощью специального приложения. Формально это необходимо для защиты персональных данных и борьбы с утечками информации, однако пользователи соцсетей это поручение восприняли как первый шаг к блокировке зарубежных мессенджеров и отмечали, что казахстанский мессенджер по своему функционалу очень сильно напоминает российское приложение Max, которое предоставляет государству полный контроль над личными данными и переписками пользователей.
По мнению главы правозащитного фонда "Либерти" Галыма Агелеуова, если Казахстан действительно пойдет по пути России, то это будет противоречить всем сделанным ранее заявлениям о принципах открытости и интеграции в международное сообщество: "По мере авторитарно-тоталитарного пути, если это начнется, тогда, конечно, они могут выбрать и давно об этом говорили, создание своих структур. А это послужит для закрытия интернета, и в таком случае мы окажемся в таком же "мешке", как Россия сейчас".
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: В России начали широко рекламировать мессенджер Max. В чем его опасность и способен ли он стать аналогом китайского WeChat?