"Видели, как уезжают немцы и французы". Тысячи россиян, застрявших за границей, ждут помощи из Москвы

По оценкам российского МИДа, за рубежом могут до сих пор оставаться 30-35 тысяч россиян, которые застряли там из-за карантина. Хотя точное количество тех, кто не может вернуться домой, неизвестно. Мы рассказываем истории россиян, которые не могут вылететь из Новой Зеландии, Индии и Турции.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Тысячи россиян, застрявших за границей, ждут помощи из Москвы

Новая Зеландия

Семья Гилевых из Новосибирска. Они уже полтора месяца не могут улететь из Новой Зеландии.

"Мы уехали из России, когда там не было еще ни одного заболевшего, в 20-х числах февраля. Мы приехали в Новую Зеландию, когда здесь не было ни одного заболевшего. И на четыре недели мы ушли в горы, трекинг. Мы должны были 23 марта улететь в Австралию, а 22 марта все авиарейсы были прекращены", – рассказывает Татьяна Гилева.

За съемную квартиру в Окленде на четверых они платят $1,8 тысячи в месяц – деньги им из России присылают дети. Материальную помощь, которую российское правительство обещало застрявшим за рубежом россиянам (на это выделено 500 млн рублей, почти $7 млн), Гилевы получить не смогли.

"Мы обратились в наше посольство. Они сказали с самого начала, что все решения принимаются в Москве, у них никакой информации нет, они фактически ничем не могут помочь, – говорит Сергей Гилев. – Мы знаем, что в Новой Зеландии находятся 170 с хвостиком россиян, которые желают выехать в Россию. В Австралии больше наших сограждан – 300-500 человек".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Коронавирус на четырех картах: распространение, летальность, число больных и выдзоровевших

Индия

Семья Черных застряла в Индии, в городе Тривандрум. Улететь из Дели в Россию со стыковками в Казахстане они должны были 22 марта. Несколько недель они живут в гостиницах, занимая деньги. В их семье материальную помощь государство назначило только одному человеку – это 2,4 тысячи рублей ($32) в день.

"Посольство нам говорит, что они дают запрос, а наше правительство запрос не одобряет и отклоняет. И даже были слухи, что до 1 июня, возможно, рейсов не будет. Я уже даже пыталась писать в ООН – не знаю, насколько это будет результативно. Мы Путину писали, нас переадресовали в МИД, а МИД нам просто отписался, что зарегистрируйтесь на Госуслугах. Но мы и так знаем, что надо на Госуслугах. Ответа никакого нет. Захаровой пишу – она мне не всегда отвечает, а последнее время она на мои сообщения не отвечает", – говорит Дарья Черных.

Турция

Москвичка Анна Шафранская с двумя детьми и свекровью не может улететь из Турции. Материальной помощи от властей она тоже не дождалась, но ей повезло чуть больше – в Анталье она живет в квартире матери. Улететь в Москву семья не может с 24 марта.

"Ко всем прочим бедам я еще нахожусь на четвертом месяце беременности. В связи с тем, что беременность у меня очень сложная, по показаниям мне нужно на следующей неделе делать операцию, чтобы я могла выносить ребенка дальше. Но в клиниках нет русских переводчиков, и мне очень трудно общаться по-английски с турецкими врачами, потому что я английский знаю не очень хорошо, а они знают его хуже, чем я. Вот сейчас будет рейс до Ростова-на-Дону и до Уфы. Я на этот рейс не попадаю, потому что у меня подмосковная прописка, я могу лететь только на самолете, который летит в Москву.

Я много раз звонила в российский МИД, писала им на вотсап. Но на сообщения в вотсап мне никто не ответил, ни на электронную почту ни разу ответа не поступило, дозвониться по телефонному номеру у меня не получилось тоже ни разу. Единственное, где есть какая-то информация, – это люди сами создали чат, называется он "Хотим домой. Из Турции в Россию". Там более 500 человек, которые так же, как и я, не могут вернуться", – рассказывает Анна Шафранская.

Ответ властей

Журналисты Настоящего Времени написали запросы в посольства России в Индии, Новой Зеландии и Турции о том, сколько россиян ждут вылета из этих стран, ни на один запрос нам не ответили. Просьбу о комментарии мы отправили и официальному представителю российского МИДа Марии Захаровой, но и она нам не ответила, зато 7 мая провела эфир в инстаграме, где сказала, что обо всех историях россиян власти знают.

"Мы эти истории видим и мы ими живем. Направить борт – это достаточно несложный вопрос. Он становится сложным, когда есть вот такая эпидемиологическая обстановка. Соответственно, были приняты квоты штабом: 500 человек на Москву и Московскую область и по 200 человек в регионы. У нас ежедневно в страну приезжает несколько сотен человек. По нашей статистике, она основана на данных из рабочей группы, 95% организованных туристов были вывезены", – сказала Мария Захарова.

Этот эфир в инстаграме смотрели и застрявшие за границей россияне – это видно по комментариям. Они считают, что только Россия за полтора месяца, прошедшие с момента закрытия границ, так и не смогла вывезти всех своих граждан.

"Мы здесь месяц, мы видели, как уезжают немцы, как уезжают французы, здесь были сделаны рейсы своих граждан, кто хотел уехать, все страны как-то не бросили", – говорит Татьяна Гилева.

"Просто обидно. Они по телевизору говорят: "Мы не оставляем своих, мы всем помогаем". Тут двое маленьких детей. Ну ладно, я совершила ошибку, я приперлась сюда с ними, ну не подумала я. Но они же граждане России, двое этих. Еще один в животе. Плодитесь-размножайтесь, русские. Как-то так несправедливо, мне кажется", – отмечает Анна Шафранская.