"Люди в какой-то момент закончатся". Главред издания "Верстка" – о второй волне мобилизации и чиновниках РФ на оккупированных территориях

Военнослужащие, призванные в рамках частичной мобилизации, на полигонах Северного флота. Россия, Мурманская область

Власти и бизнес в России готовятся ко второй волне мобилизации, сообщает российское издание "Верстка". По словам его источников, период до нового года администрация президента России решила использовать для "эмоциональной разгрузки населения", но затем привлечение к воинской службе выйдет на новый этап.

Сейчас проводится работа по переоснащению и модернизации военкоматов, уточняются списки военнообязанных – этим же заняты крупные компании, пишет "Верстка". Напомним, указ об окончании мобилизации Владимир Путин так и не подписал. Правозащитники обращают внимание, что без такого документа мероприятия по мобилизации продолжаются.

Когда может начаться вторая волна мобилизации, Настоящему Времени рассказала главный редактор "Верстки" Лола Тагаева.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Главред издания "Верстка" – о второй волне мобилизации и чиновниках РФ на оккупированных территориях

– Ваши источники говорят, что будет вторая волна мобилизации. Объяснить, почему они делают такой вывод?

– Они понимают, что все это не закончено. Война продолжается и не собирается заканчиваться. А люди, которых набрали, в какой-то момент закончатся. Нужно будет поставлять новое мясо на войну.

Есть понимание внутри власти, что процессы не остановлены. Наоборот, проводится какая-то новая работа – подключение военкоматов к базам данных. Выводы очевидны: мобилизация будет продолжена. До конца декабря будут проводить призывную кампанию (солдат-срочников – НВ). Соответственно, новая волна мобилизации, скорее всего, начнется в январе.

– То есть когда Путин не подписал указ о прекращении мобилизации, это и есть причина, – потому что мобилизация продолжается? Это подтверждают ваши источники?

– Да, таким образом юридически решен этот казус. Мобилизацию можно объявить, но необязательно заявлять, что она закончена. Минобороны в любой момент спокойно может объявить, что необходимы еще люди.

– Я правильно понимаю, что сейчас в ноябре, в декабре, несмотря на утверждение российских властей, что не будут отправлять призывников на фронт, они этих слов не сдержат?

– Призывников по закону не могут отправлять на фронт. На фронт могут отправлять контрактников. Но есть четыре месяца, после которых призывнику можно предложить подписать контракт. И даже этот закон нарушается. Можно непосредственно перед забросом через границу подписать документ или сделать вид, что он подписан. Мы уже слышали от призывников, что они не подписывали никакие контракты – может, подписал их командир или кто-то еще.

Хочу обратить ваше внимание, что срок службы в армии собираются увеличить с одного года до двух. Есть разные точки зрения внутри власти, но эта позиция тоже начала лоббироваться, насколько я поняла, Министерством обороны. Когда человек присутствует в армии в зависимом положении два года вместо одного, в два раза больше возможностей заставить его подписать контракт.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Думаю, я здесь задержусь". Рассказывает российский айтишник, скрывающийся от мобилизации на войну в Украине в лесу

– Ваше издание пишет, что после аннексии оккупированных территорий Россия не смогла сформировать на них полноценные органы власти. Судя по сайтам оккупационных администраций Херсонской и Запорожской областей, там работают в общей сложности 10 человек. Что говорят ваши источники?

– Если там есть власть, а власти без управления и чиновников не бывает, было очень важно зафиксировать, как выглядят эти государственные органы. С помощью дата-анализа наши журналисты выяснили, что Москва практически не смогла сформировать правительство на местах. То есть там нет чиновников. Десять человек для нескольких областей – это ничего.

– Десять чиновников – это россияне или представители из местного населения?

– Там есть самые разные люди, в том числе представители Украины.

– А россияне вообще хотят работать на этих оккупированных территориях?

– Это в зависимости от того, с какой позиции человек уезжает. Для некоторых это может выглядеть как наказание. По-моему, в этом году бывшего мэра Краснодара отправляли туда.

– Отправляли в Харьковскую область, а потом произошла деоккупация Харьковской области.

– Да, точно. Мне кажется, что в его случае это была ссылка. Не знаю, что он там натворил.

Для амбициозных людей, у которых нет какой-то интересной предыстории, наверное, нет каких-то моральных принципов, это способ сделать определенную карьеру. Но судя по тому, что мы видим 10 человек чиновников, – это не самое популярное политическое направление. Такие политические путевки не пользуются большим спросом.