"Невиновному намного болезненнее проходить через тюрьму". Таджикистанский журналист Далер Шарифов вышел на свободу

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Интервью Настоящему Времени

Таджикистанский журналист Далер Шарифов 29 января вышел на свободу. Ровно год назад его признали виновным в возбуждении религиозной вражды. Правозащитники и местные независимые журналисты неоднократно заявляли, что дело против Шарифова политически мотивированно, а в тюрьму его посадили за критику власти.

Пока журналист был в заключении, его родственники неоднократно обращались в различные инстанции с просьбой об условно-досрочном освобождении за хорошее поведение, а также указывали, что у него на иждивении находятся маленькие дети. Но каждый раз получали отказ. Далер отсидел в тюрьме ровно год, день в день, как и было написано в приговоре.

Сегодня журналист дома. Встречает гостей и коллег и ни на шаг не отходит от своих детей. Сотрудники тюрьмы не просто выпустили его сегодня из заключения, но и довезли прямо до дома. Никаких заявлений Шарифов, по его словам, делать пока не хочет, отметил лишь, что желает провести время с семьей и прийти немного в себя.

"Тюрьма для кого-то – наказание, для кого-то – искупление, для кого-то – урок. Трудный и опасный урок, который непросто усвоить. Но, если человек ни в чем не виноват, для него это трагедия, – подчеркивает журналист. – Вне зависимости от взглядов, образа жизни невиновному человеку намного болезненнее проходить через такое".

Сотрудники ГКНБ Душанбе задержали Шарифова 28 января прошлого года, а в апреле суд вынес ему приговор – год тюрьмы. Журналиста обвинили в том, что он якобы занимался пропагандой идеологии запрещенной в стране организации "Братья-мусульмане" и публиковал статьи экстремистского содержания, "направленные на склонение молодежи к идеологии джихада"

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Журналисту Шарифову предъявлено обвинение: "незаконно опубликовал трактат, направленный на склонение молодежи к идеологии джихада"

Правозащитники настаивали, что Шарифова осудили за критику таджикистанского правительства в области религии и прав человека. А его коллеги были уверены что реальный срок Далеру – очередное напоминание журналистам в Таджикистане о том, что писать можно далеко не обо всем.

"В принципе, дело Далера Шарифова еще раз доказало и показало всем журналистам в Таджикистане, что никогда нельзя, на данный момент нельзя, переходить ту грань, которую очертило правительство, – подчеркивает таджикистанский журналист Хайрулло Мирсаидов, который также прошел через тюрьму и сейчас живет в Варшаве. – То есть предлагается строго придерживаться той цензуры, которую установила власть, а иначе дело закончится судом и тюрьмой. Далер, конечно, не первый, кто через это прошел, но каждый год власти в Таджикистане усиливают эту цензуру, показывают свою силу".

По словам Мирсаидова, то, что Шарифову дали лишь один год тюрьмы по столь серьезным обвинениям, говорит о невиновности журналиста и о том, что власти просто не смогли ни найти, ни сфабриковать доказательства против него. По его мнению, подобный вердикт суда был вынесен только для демонстрации силы.

"Это просто принцип, больше ничего, чтобы показать, что в любом случае, есть ли за тобой какие-то грехи или нет, сила за ними, – говорит Мирсаидов. – И они, власти будут делать то, что захотят. Вот этот посыл должны четко осознать все, кто хочет бороться с этой властью, бороться за демократию".

Далер Шарифов говорит, что пока не знает, вернется ли к работе и будет ли и дальше писать. Впереди у него обследование в больнице и лечение: ведь даже один год в тюрьме не проходит для человека бесследно.