В Казахстане заведено 178 уголовных дел по фактам пыток задержанных, которых подозревают в участии в массовых беспорядках. Такое заявление сделали представители Генеральной прокуратуры. Всего же в надзорные органы поступили 363 жалобы на действия правоохранительных органов. Тем временем в Комитете уголовно-исполнительной системы продолжают отрицать применение пыток.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Массовым вбросом недостоверной информации назвали в Комитете уголовно-исполнительной системы многочисленные свидетельства о пытках, которым подвергаются задержанные после январских событий. По словам председателя КУИС Жаната Ешмагамбетова, многие заключенные поступали в изоляторы уже с телесными повреждениями.
"В связи с январскими событиями в следственные изоляторы всего поступило 267 человек с телесными повреждениями. Из них 33 прошли стационарное лечение в городских больницах. Все остальные получали лечение в условиях медицинских частей учреждения, но при этом их регулярно обследовали гражданские медики. Отмечу, что ранения ими были получены во время массовых беспорядков в ходе нападения на административные здания, сотрудников и зафиксированы нами при поступлении", – говорит председатель КУИС МВД Жанат Ешмагамбетов.
Совсем другие данные приводят представители Генеральной прокуратуры. По данным ведомства, в общей сложности к ним поступило 363 жалобы на пытки задержанных.
"В производстве антикоррупционной службы находится 178 уголовных дел о недозволенных методах следствия. Специальными прокурорами принято в производство восемь дел. Среди них инциденты с задержанными на стадионе "Динамо" в Атырау, заявления Батырбаева, несовершеннолетнего Есболатулы и других лиц в здании полиции Алматинской области, а также другие факты, вызвавшие общественный резонанс", – отметил замначальника Первой службы Генпрокуратуры Казахстана Елдос Килымжанов.
Житель Алматы Саят Адильбекулы тоже говорил об избиениях в следственном изоляторе. Однако в тот момент в помещении, в котором его держали, находились сотрудники МВД, а не Комитета уголовно-исправительной системы. По факту сотрудникам системы исполнения наказаний его передали уже после пыток. По словам Адильбекулы, его истязали полицейские. Они же, утверждает он, запугивали задержанных перед судом, чтобы те не жаловались на избиения прокурорам и адвокатам.
"Имейте в виду, завтра они придут и будут задавать различные вопросы. Чтобы никто не упомянул и вообще, чтобы вы забыли, что вас здесь кто-то бил, кто-то пытал. Этого вообще ничего не было. Если кто-то проговорится, не обижайтесь, потому что прокуратура уедет, суд пройдет, ну а мы останемся", – вспоминает Саят Адильбекулы запугивания со стороны полицейских.
Сейчас сразу несколько общественных организаций продолжают работу по сбору информации о пытках задержанных во время январских событий. Правозащитница Бахытжан Торегожина вместе со своими коллегами тоже изучает свидетельства потерпевших, но пока не готова озвучить точное число жертв произвола силовиков. То же самое касается и числа погибших – по официальной версии властей, их 227 человек.
"В последний раз они озвучивали количество погибших 15 января. Уже прошло больше месяца, новых данных именно по количеству погибших они не озвучивали, но если смотреть цифры, которые есть у нас, то на сегодня понятно, что количество погибших больше чем 227 человек", – отмечает Бахытжан Торегожина.
О том, что распространением недостоверной информации занимаются и представители власти, говорит хотя бы тот факт, что сообщение о двух обезглавленных полицейских оказалось фейком. Несмотря на то, что об этом "преступлении" как о свершившемся факте говорил и бывший градоначальник, и даже президент Токаев. Однако заместитель начальника Департамента полиции Алматы на своей страничке в фейсбуке ответил одному из пользователей, что никто из его подчиненных не был обезглавлен. Позже, правда, он этот пост удалил.