Ссылки

Новость часа

Юрист и спортсмен – о том, как атлетам в Украине помогали нарушать допинг-протоколы, и об отличии ситуации от российской


Украинские спортсмены нарушали правила сдачи допинг-тестов? WADA вскрыло схему, которая могла им помогать
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:24 0:00

Украинские спортсмены нарушали правила сдачи допинг-тестов? WADA вскрыло схему, которая могла им помогать

Всемирное антидопинговое агентство WADA объявило, что раскрыло схему, по которой украинские спортсмены в последние 10 лет могли избегать проблем при тестировании на допинг. WADA пока не раскрывает имен украинских спортсменов, тренеров и спортивных чиновников, которые могли быть замешаны в новом скандале. Однако руководитель Национального антидопингового центра Украины, который занимается обработкой анализов, и его заместитель уже подали в отставку, а факт манипуляций признал министр спорта. Бывший член сборной Украины по спортивной ходьбе Игорь Главан публично подтвердил существование раскрытой схемы в интервью Настоящему Времени.

По его словам, старший тренер сборной по спортивной ходьбе Денис Тобиас в разговоре со спортсменами "неоднократно звонил, предупреждал, что будет допинг-контроль", и аналогичным образом допинговые протоколы, по словам Главана, регулярно нарушал Сергей Романчук, тренер сборной Украины по выносливости: он работал с марафонцами и другими бегунами на длинные дистанции.

Настоящее Время поговорило с Игорем Главаном о нарушениях антидопинговых протоколов украинскими спортсменами, а также расспросило спортивного юриста Юрия Юрченко, к каким последствиям для украинского спорта может привести расследование WADA.

Игорь Главан — украинский легкоатлет, обладатель рекорда Украины в спортивной ходьбе, серебряный призер Универсиады в Казани и бронзовый призер Чемпионата мира по спортивной ходьбе на 50 км 2016 года. В 2018 году он был отстранен от соревнований из-за нарушения антидопинговых правил.

– WADA обвинила Украину в том, что у ее спортсменов есть схема по уходу от допинг-контроля: тренеры звонят спортсменам, предупреждают их о проверках на допинг. Что вы об этом знаете?

– Я могу сказать, что это правда. Началось это с 2017 года у нас, я это знаю по своему виду – спортивной ходьбе. Я могу сказать, что с 2017 года, когда к нам пришел старшим тренером Денис Тобиас (он с 2017 года по настоящее время работает старшим тренером сборной). Он неоднократно звонил, предупреждал, что будет допинг-контроль, куда надо приехать. Даже когда мы были на заграничных сборах, он собирал спортсменов, тренеров и предупреждал, что по приезду домой надо будет сдать допинг-контроль, кому надо сдать, куда надо приехать – вот так это было.

При этом если WADA брала анализы, то никогда никого никто не предупреждал, они приезжали как надо. Они просто звонят тебе утром и говорят: "Вот допинг-контроль". А что касается национального допинг-контроля – то такое происходило.

Даже в этом году, когда мы были на сборах в Конче-Заспе в мае, нас предупреждали о проверках. Тот же старший тренер Тобиас звонил или даже на сборах говорил, что "вот, ребята, нужно сдать две пробы или одну – приедет национальный допинг-контроль". Он говорил кому надо сдать, фамилии и что надо сдать.

Есть такой Романчук, он тоже в федерации работает, он по выносливости, по-моему, главный. Например, если Тобиас звонил только тем, кто тренируется по спортивной ходьбе, то Романчук звонил [многим ] и говорил, кому куда надо поехать сдавать допинг-контроль. Я слышал это от спортсменов неоднократно.

Когда мы были на сборах в Конче-Заспе, даже ребята-марафонцы приезжали по звонку Романчука для того, чтобы сдать допинг-контроль Национальному антидопинговому центру. Нам старший тренер говорил: "Вам надо сдать две допинг-пробы". Потом когда мы сдавали две допинг-пробы, нас уже те же допинг-офицеры предупреждали: "Ребята, через день или через два мы снова приедем, будьте готовы сдавать допинг контроль".

Некоторые спортсмены возмущались, спрашивали, почему так. А вдруг кто-то кого-то захочет подставить? Что-то сделает или подсыпет препарат в ту же еду или в воду? Для некоторых спортсменов было неприятно слышать, что их предупреждали, когда приедут контролеры. Даже мне спортсмены говорили: "Игорь, а это правильно?" Я говорил: "Нет, это неправильно, это нарушение, об этом надо говорить и писать".

Но а кому мы можем написать? Если даже этот Национальный антидопинговый центр (лаборатория, где обрабатываются анализы – НВ) пропагандирует такое. Но мы сейчас понимаем, что как бы это все было связано по одной цепочке. И я сейчас просто понимаю, что Национальный антидопинговый центр сообщал это в федерацию или старшим тренерам, а они потом это говорили уже дальше по цепочке, и это доходило потом спортсменам. Больше всего было неприятно, когда прямо на сборах вот такое происходило: предупреждения о сдаче допинг-контроля. И кому мы могли сказать, что они же нарушают эти все права?

– Игорь, у вас есть понимание, кто находится наверху этой цепочки?

– Я думаю, что там Тертышник (государственный тренер министерства молодежи и спорта по легкой атлетике Вячеслав Тертышник), потому что он главный государственный тренер. И я думаю, что это все через него шло, потому что он отвечал за всю легкую атлетику. Я думаю, что это по-любому шло ему, а он потом раздавал приказы всем тренерам: "Твоим спортсменам надо сдать, вот ты скажи им, пусть приедут".

Даже мне лично звонили и говорили: "Игорь, тебе надо приехать в Национальный антидопинговый центр и сдать пробу". Я по этому поводу всегда возмущался: "Почему я должен приезжать куда-то, сдавать? Я сам указываю место, где буду находиться, будьте добры, приезжайте, берите сколько вам надо, я ни от кого ничего не скрываю, хоть каждый день приезжайте". Но они всегда говорили: "У нас нет денег приезжать, ты сам должен приехать. Если ты не приедешь, ты не поедешь на те или иные соревнования". Вот так ставился просто вопрос: ты должен приехать. И многие спортсмены об этом рассказывают, что они едут со сборов и заезжают в Национальный антидопинговый центр сдавать допинг-пробы.

Почему это так? Это является непосредственным нарушением кодекса WADA. Но, как мы видим, Национальному антидопинговому центру все равно: нарушать или не нарушать.

– О чем, по вашему мнению, это говорит? О том, что среди спортсменов есть те, кто употреблял допинг, иначе зачем эта схема?

– По этому поводу я ничего не могу сказать. Почему они это делали, для чего – для меня это непонятно. Я знал всегда, что это нарушение, но для чего они это делают – непонятно, я не знаю.

У меня случилась такая ситуация в 2018 году, которая тянется до сих пор. Мы были на сборах в Турции перед чемпионатом мира в 2017 году, к нам приезжали туда допинг-офицеры WADA без всякого предупреждения, в 6 часов утра приезжали и говорили: "Мы допинг-офицеры WADA, мы вас будем тестировать дважды". И за неделю нас собрал тот же старший тренер Тобиас и сообщил перед всей сборной: "Вот ты, Главан, и еще там девчонки, вы должны по приезду домой сдать допинг-пробу".

Я тогда возмущался, что для меня это было подозрительно, почему, зачем это делать? Я начал отказываться, говорил, что я не буду сдавать. Почему WADA приезжает непосредственно туда, где указано текущее место жительства, а Национальный допинговый центр отказывается приезжать? Почему мы должны куда-то ездить, что-то сдавать?

Но меня тогда поставили перед фактом: или ты сейчас приезжаешь в Кончу-Заспу и сдаешь, или ты не едешь на чемпионат мира. Да, для меня это было непонятно. Я не знал, почему такая срочность, почему я должен сдать тест, и если не сдам, то не поеду. Я тогда пошел на поводу. Но сейчас я понимаю, что это было моей большой ошибкой, что я тогда не поехал домой и пусть сами ко мне приезжают. А мне тогда, я помню, позвонил как раз Романчук и сказал: "Игорь, ты должен сдать именно сейчас в этот день".

– Игорь, вы понимаете, что после скандала, который сейчас происходит, Украина может не поехать либо вообще в Пекин, либо поехать под нейтральным флагом?

– Я считаю, что надо наказать виновных, тех, кто в этом виновен. Надо показать той же WADA, что мы исправимся, что мы все исправим. Что мы туда только пришли, мы не знали этот механизм, это по-любому все идет от старых. Если эта схема действует с 2012 года, эта схема идет от старых министров, замминистров, президентов федераций. В этом нельзя винить нынешнее руководство. Тем более на кону были Олимпийские игры, и нельзя было вот так начинать все менять, все рубить сплеча.

А произошло то, что произошло: что старое руководство, не только президенты федераций, но и главные старшие тренеры – непосредственно они нарушали, потому что они предупреждали, они звонили. Я думаю, что это происходит не только в видах спорта на выносливость (марафон, ходьба, длинные бега). Я думаю, что это и дальше. Я не могу утверждать, но могу только думать. Но то, что это происходило в выносливости, это больше чем 100%, потому что я сам с этим столкнулся, и многие спортсмены подходили ко мне и спрашивали: "Это законно?" И я всем говорил: "Это незаконно". Но у нас выбора нет, потому что нам ставили такие условия.

– Есть еще у вас коллеги, знакомые, которые тоже могут об этом рассказать?

– Знаете, все боятся об этом говорить, потому что на кону стоит сборная, выезды на сборы, соревнования. Да, в кулуарах все за спиной возмущаются, все говорят, но никто не хочет терять место. Потому что есть много случаев, когда у нас даже в ходьбе люди, которые начинали что-то говорить, их просто не брали в сборную. Старший тренер просто не подавал тебя в списки сборной, хотя люди, например, были призерами Украины, а если по положению ты призер Украины, ты член сборной, тебя ставят на зарплату, выезды на сборы.

Они поставили вот такую схему. Получается, что главный тренер Тертышник дал полномочия старшим тренерам, и таким образом чистят тех, кто неугоден, кто что-то начинает говорить, – их убирают для того, чтобы не портить имидж. И потому спортсмены боятся говорить. Мало кто может говорить, потому что все хотят быть в сборной, ездить на соревнования.

*****

Если существование описанной Главаном схемы подтвердится, может ли WADA принять решение о несоответствии Национального антидопингового центра Украины Всемирному антидопинговому кодексу, как это произошло несколько лет назад с Московской лабораторией? И значит ли это, что Украина может вслед за Россией потерять право выступать на Олимпиаде под своим флагом и может вообще пропустить следующую Олимпиаду? Настоящее Время спросило об этом украинского спортивного юриста Юрия Юрченко.

Спортивный адвокат Юрий Юрченко – о допинговом скандале в Украине
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:53 0:00

– Вы сейчас точно уже понимаете, о каком виде спорта, во-первых, точно идет речь и о каком спортсмене, о каком случае идет речь в расследовании WADA?

– Можем только предполагать, я не исключаю, что речь идет именно о том же Игоре Главане, который действительно имел смелость совершить нестандартный для многих в нашей стране поступок. В данной ситуации работа Национального антидопингового центра – это также предмет расследования не только WADA, но должен быть также и предметом расследования Национального антикоррупционного бюро Украины.

– Должен быть или уже является предметом расследования?

– Мне лично это неизвестно, но по большому счету, исходя из норм уголовно-процессуального кодекса Украины, согласно которому любой информационной заявки, в принципе, достаточно было бы, чтобы НАБУ открыло соответствующее производство. Сделаны эти действия либо нет – это мне лично неизвестно. Возможно, со временем мы об этом узнаем, когда будут конкретные факты, и, возможно, конкретные предъявления в том числе подозрений конкретным лицам. Но в данном случае весь интернет и все СМИ Украины уже, грубо говоря, протрубили, известили всех о том, что такой факт имеет место.

– Если такие подозрения будут предъявлены, то правильно ли я понимаю, что подозреваемыми могут стать Тобиас и Романчук – два тренера?

– Скорее всего, это будут те лица, которые будут обнародованы со временем в полном отчете, в котором WADA предупредила. Пока организация предоставила всем нам предварительный краткий свой отчет и выводы.

– Игорь, нынешняя ситуация может как-то повлиять на участие Украины в Олимпийских играх? Могут ли отстранять команду, лишать права выступать под национальным флагом и так далее?

– WADA по большому счету вместе со спортивным арбитражным судом не особо ограничивается в своих санкциях. Но для нас в какой-то мере есть позитивный момент в данной ситуации, где мы оказались: есть ориентир в виде решения касательно РУСАДА, такого же органа антидопингового контроля, который был в России.

Интервью главы РУСАДА о допинговом скандале в России и его последствиях:

Глава Российского антидопингового агентства – о скандале с базой данных допинг-проб
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:53 0:00

По итогам этого решения мы можем сказать, что в отношении России, где имелись более серьезные нарушения, максимум санкций, которые были применены, – это отстранение сборной от соревнований на 2 года. И во-вторых, это не касается чемпионатов Европы, это может касаться максимум чемпионатов мира.

Касательно Олимпиады: если в данной ситуации WADA примет решение о том, что Украина должна выступать не под своим флагом и не под своим гимном, и мы это решение не оспорим, тогда оно будет действительно действовать. Если же Украина это решение оспорит, то оно будет не действовать, пока Спортивный арбитражный суд не примет окончательное решение.

Либо же есть вариант, что WADA не пойдет на такое решение, понимая, грубо говоря, ту практику и то решение, которое было в отношении России, что, например, нарушения, какие бы они ни были системные со стороны НАДЦ, по своей глубине и охвату намного меньше, нежели были в России.

– Вы имеете в виду реакцию государства на вскрытые нарушения или вовлеченность в данном случае российского государства и украинского государства в эти нарушения? В случае России, насколько я помню, сотрудники ФСБ были причастны к подмене колбочек с анализами спортсменов?


– Об этом я и хочу сказать. Как раз по предварительным выводам WADA, наша украинская ситуация совсем не похожа на российскую.

Да, речь именно о таком же органе, как в России, у нас есть НАДЦ, но у нас не тот масштаб нарушений. WADA заявляет о "системных" нарушениях, но масштаб, как мы видим предварительно, не тот, что был в России. Поэтому я не думаю, что дойдет до таких же самых санкций, какие были применены в отношении России, хотя, естественно, мы их не исключаем, потому что это все в руках WADA и в руках тех лиц, которые выявили эти факты.

Но все будет зависеть в том числе от того, как я понимаю, насколько далеко мы пойдем далее с обжалованием. Будем мы обжаловать это решение или не будем, будем мы все-таки расследовать эти нарушения, в том числе с помощью НАБУ в рамках страны.

– То есть: в итоге как отреагирует государство Украина на это дело внутри самого себя?

– В том числе, потому что суть же не в том, чтобы наказать. Суть в том, чтобы это упредить в будущем и понимать, что страна реально сделала выводы, и как можно скорее мы можем эту ситуацию исправить.

XS
SM
MD
LG