Встреча президента США Дональда Трампа и президента Украины Владимира Зеленского, которая прошла 17 октября в Белом Доме, состоялась без прессы и не принесла видимых результатов, например договоренностей о поставках Украине американских дальнобойных ракет "Томагавк" или другого оружия. Однако сразу после нее стали появляться подробности от источников о том, как прошел разговор.
Различные иностранные СМИ писали о том, что Трамп озвучил Зеленскому требование Путина передать ему все районы Донецкой и Луганской области, которые еще контролирует Украина, пообещав в ответ вывод российский войск из частично оккупированной Запорожской и Сумской областей. Также источники сообщали, что разговор Трампа и Зеленского происходил на повышенных тонах, и Трамп был очень сильно недоволен, когда Зеленский начал показывать президенту США карты районов, которые требует Путин. По данным Reuters, Трамп также грозил Зеленскому "уничтожением" и "замерзанием" Украины в случае отказа от соглашения с РФ и несколько раз употребил ненормативную лексику.
Трамп после этих публикаций отрицал, что озвучивал Зеленскому требование передать Москве "весь Донбасс" и сказал, что конфликт в Украине надо "заморозить" по нынешней линии фронта. Но при этом заметил, что "78% (Донбасса) уже захвачено Россией".
Зеленский, в свою очередь, в понедельник, по возвращению в Киев, дал пресс-конференцию на которой подтвердил, что территориальный вопрос в Вашингтоне поднимался. Он заявил, что вывода украинских войск с Донбасса (то есть из Луганской и Донецкой областей) "не будет", и позиция Украины в этом вопросе остается неизменной: это требование Москвы для Украины является неприемлемым.
"Понятно, что если Украина съест то, что ей положили на тарелку, то есть плохое территориальное решение, то все остальное они попытаются решить без нас", – сказал Зеленский в понедельник.
В предварительно записанном интервью телеканалу NBC, которое вышло в эфир 19 октября Зеленский также сказал, что он "готов" сесть за стол мирных переговоров с Путиным в Будапеште, но выразил сомнения относительно реальной готовности Путина положить конец войне на Украине.
"Я не уверен, что Путин готов [пока] закончить эту войну, — сказал Зеленский. — Я думаю, что, возможно, он хочет вернуться с агрессией".
Несколько представителей стран Европы, которые поддерживают Украину в войне с Россией, в понедельник также подчеркнули, что разделяют точку зрения Зеленского.
"Все хотят мира, и понятно, что президент Трамп хочет этого особенно сильно, потому что пообещал это своим избирателям. В то же время, понятно, что Украине не нужна помощь Запада для какой-либо капитуляции. Напротив, у Украины есть все возможности продолжать собственную сильную оборону, и, конечно, ей нужна наша помощь для этого", – сказала глава МИД Финляндии Элина Валтонен.
Глава европейской дипломатии Кая Каллас также заявила, что не видит признаков того, что Россия стремится к миру:
"Мы видим усилия президента Трампа по установлению мира в Украине. Конечно, все эти усилия приветствуются, но мы не видим, чтобы Россия действительно стремилась к миру. Россия понимает силу и ведет переговоры только тогда, когда она ставится в соответствующую позицию. Сейчас мы этого не видим", – отметила она.
Как расценивать то, что происходило во время телефонного разговора Трампа и Путина в четверг и на следующий день во время встречи Трампа и Зеленского в Белом Доме? Политический эксперт, главный редактор "Новой газеты. Европа" Кирилл Мартынов в разговоре с Настоящим Временем заметил, что "Зеленский совершенно героически выдерживает давление", в то время как встречи Трампа с Путиным очевидно "проходят на условиях Путина". По его словам, российский политик расценивает все свои встречи и переговоры с Трампом как демонстрацию признания своей победы и своего возвращения на большую международную арену.
– Исходя из пересказов телефонного разговора Трампа и Путина на прошлой неделе, что мы знаем о позиции Путина? Она по-прежнему неизменна?
– Влиятельное издание Politico сообщает, что украинской стороне в результате прямых переговоров с Зеленским передали позицию Путина, которая заключается в том, что он по-прежнему хочет воевать. Я подозреваю, что для Зеленского это совсем не новость. Думаю, что он, исходя из этого, он и строит свои планы.
И сейчас складывается довольно парадоксальная ситуация. Потому что и Трамп, и Зеленский согласились с тем, что прекращение огня по линии фронта — это хорошая идея. И на столе у Путина лежит предложение о том, чтобы заключить прекращение огня без предварительных условий. И, насколько мы можем судить, в течение уже более чем полугода единственная причина, почему (прекращения огня) не происходит, — это потому, что Путин собирается делать то, что он делал, то есть воевать.
Путин уверен, что он побеждает. И стоит подчеркнуть, что он расценивает все эти встречи и переговоры с Трампом как демонстрацию признания своей победы и своего возвращения на большую международную арену.
Я бы ещё хотел отметить беспрецедентное поведение Зеленского. Он находится под огромным давлением со всех сторон, он сталкивается с постоянным изменением позиции Трампа и его публичной риторики, того, что он говорит, видимо, в закрытых встречах, насколько мы можем судить. И Зеленский совершенно героически, на мой взгляд, выдерживает это давление.
— Действия Трампа в отношении Путина многие трактуют как давление — например его фразы, заявления о "уже почти принятом решении" о передаче Украине ракет "Томагавк". Получается, что Путин на это давление не поддаётся?
— Мне кажется, что история с "Томагавками" в значительной степени была блефом. Потому что у Путина есть чем ответить на эти заявления — и с точки зрения целей в Украине, и с точки зрения передачи российского вооружения третьим странам, которые, в общем, недружественно настроены к Соединённым Штатам, допустим, Венесуэле или йеменским хуситам.
И в этом смысле я в целом думал, что это было довольно безответственное поведение, попытка шантажа со стороны Трампа. То есть они заведомо вводят довольно нереалистичную для них самих цель — массовую передачу, продажу "Томагавков" Украине. Все начинают на это надеяться, а потом выясняется, что Трамп довольно легко от этих своих слов отказывается — буквально в течение считанных дней в ходе переговоров с Владимиром Путиным.
Все говорили, что Зеленский едет в США за "Томагавками", за дальнобойным вооружением. Очевидно, что этого не произошло.
— И Путин воспринимает это, как вы сказали, блеф?
— На сегодняшний день совершенно очевидно, что это был блеф. Мы видим итоги (встреч). Вместо "Томагавков" Путин получает встречу в Будапеште.
С точки зрения Путина зачем эта встреча нужна: он уже побывал в США, он уже побывал в Китае, и сейчас ему ещё нужно как-то пометить своим присутствием Европу, показать, что никакие международные санкции в отношении него не работают, и что ордер на арест, выданный в отношении него Международным уголовным судом, просто ничтожен. И что на самом деле его лекции по истории, его позицию, готовы слушать.
Очень важно здесь в деталях отмечать, что, конечно, общение Путина с Трампом выглядит совсем иначе, чем общение Трампа с Зеленским. Встречи с Путиным проходят на условиях Путина. Никаких вопросов от прессы, какие-то две трибуны, на которые они выходят. Совершенно другой подход. Видно просто разницу (в понимании Трампа) роли России в этой войне и роли Украины.
— Возвращаясь к Путину. Получается, с его точки зрения нет вообще никаких причин остановить сейчас военные действия? Он уверен, что он побеждает. И ничего из того, что сейчас происходит с российской экономикой или на фронте, или с российским военным производством, не меняет его мнение?
— На мой взгляд, действительно, мы должны исходить из идеи о том, что Путин живёт в таком мире, когда он возвращается с успехом. У него были очень тяжёлые 2022–2023 годы: мир от него отвернулся, украинская армия освободила заметную часть захваченных территорий. Но сейчас, мне кажется, он абсолютно всем доволен. Если мы посмотрим на российский бюджет и на попытки найти новых резервистов для мобилизации, то видно, что российская армия, российская экономика продолжают готовиться к войне. Потому что она не закончится в этом году, возможно, не закончится в следующем.
Ну и в принципе, как мы можем судить, все расчёты западных разведок и западных экспертов тоже исходят из того, что мы находимся сейчас, к сожалению, в середине войны. И Путин уверен, что он может додавить Украину — возможно, этой зимой, если не получилось это сделать летом.
— При этом Трамп достаточно последовательно говорит, что он хочет, чтобы война в Украине прекратилась, чтобы люди перестали убивать друг друга. Есть какая-то точка, когда терпение у Трампа закончится?
— Пока этого не видно, к сожалению. Пока мы видим, что полгода с момента первых телефонных звонков и до первого предложения реалистичного прекращения огня прошли фактически впустую.
Трамп в какой-то момент времени (видимо под давлением Путина) отказался от идеи прекращения огня и заменил в ходе встречи на Аляске эту риторику на риторику так называемой "всеобъемлющей сделки". Сейчас выясняется, что сделки никакой снова заключить не получается. Требования в отношении Украины передать оставшуюся часть Донецкой области нереалистичны с точки зрения дальнейшей обороноспособности Украины.
Именно поэтому, я думаю, Зеленский, как нам Financial Times сообщает, показывал Трампу многочисленные карты, чем якобы его очень сильно утомил. И Трамп даже сказал, что он не знает, где это находится, никогда там не был. В общем, может быть, стоило ему действительно вместе с (вице-президентом США) Вэнсом туда отправиться и посмотреть всё на местности, как там жизнь устроена.
Но вот сейчас идея заключается в том, что как будто бы позиция Путина сближается с требованиями Трампа. В действительности Путин продолжает тянуть время и рассказывать что-то Трампу про туннель под Беринговым проливом вместо мира в Украине, которого действительно Трамп хочет. Огромное ему за это спасибо. Но если бы это ещё последовательно воплощалось в какую-то реальность, было бы совсем замечательно.