Ссылки

Новость часа

"Стали ставить мои видео и избивать, говоря: "Ты должен извиниться перед Аркадагом". Туркменистанца избили в консульстве его страны в Турции


Фархад Дурдыев
Фархад Дурдыев

В Стамбуле 1 августа несколько граждан Туркменистана, живущих в Турции, провели акцию протеста перед туркменским консульством. Несколько ее участников были задержаны полицией, а один, Фархад Дурдыев, вскоре был увезен неизвестными, которые доставили его на машине в здание консульства. По его словам, там он провел несколько часов, а похитившие молодого человека жестоко его избили. Активист обратился за помощью к турецким властям и рассказал об избиении полиции и прессе. В интервью туркменской службе Радио Свобода он сказал, что похитившие его, предположительно, сотрудники посольства приказали отключить камеры на въезде в посольство и угрожали ему ножами и пистолетами. Позже уже в здании консульства у него отобрали телефон и нашли в нем несколько роликов, критикующих режим президента Бердымухамедова.

"У меня было 16 видео в TikTok о ситуации с диктаторским режимом в стране, экономическом кризисе. Они стали ставить каждое видео и при этом избивать, говоря: "Ты должны извиниться перед нашим Аркадагом", – рассказал Дурдыев. Консульство Туркменистана в Стамбуле прокомментировать инцидент отказалось.

— Что произошло 1 августа? Когда вы шли в консульство на акцию протеста, по дороге вас задержали и отвезли в консульство, это так? Кто вас задержал и как вы оказались в посольстве?

— Мы собирались на акцию протеста. В 400 метрах от посольства двое парней, туркменов, курили на обочине. Я поздоровался с ними, узнав их в лицо. Они спросили: "Фархат, что ты здесь делаешь?" Я ответил: "Иду, чтобы потребовать свои права. У нас есть на руках разрешение (на акцию), а теперь услышал, что людей забирает полиция. Вот иду посмотреть, что там".

Они говорят: "Мы тоже идем туда, Фархат. Хочешь поедем на машине?" Они вдвоем посадили меня в автомобиль, но уже когда я сел в машину, тон этих ребят изменился. У них обоих оказались в руках ножи и пистолеты. Меня посадили на заднее сиденье. Я почувствовал, что меня поймали.

Туркменистанцы поют Бердымухамедову в день рождения. Но не Happy Birthday
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:11 0:00

Мы въехали на территорию посольства через черный ход. Внутри мы вышли из [машины] вчетвером. У дверей стояли дипломаты посольства. Около пяти человек. Они сказали: "Вот привезли того, кто вам нужен. Поймали еще одного зачинщика бунта, делайте теперь с ним что хотите".

У меня было менее 30 секунд, за это время мне удалось позвонить своему другу. Я успел сказать, что меня доставили в посольство. После этого они выхватили у меня телефон, затащили меня внутрь и крикнули, чтобы выключили камеры.

— Что произошло внутри консульства?

— После того как мы вошли в здание, меня начали избивать. Со всех сторон. Говорили мне: "Зачем ты пришел?", ругались и матерились. Я сказал, что пришел защищать свои права, я пришел за паспортом.

Потом они говорят: "Кто ты такой, чтобы все знать и решать проблемы страны?" И снова меня избивали, обвиняя во всевозможных преступлениях. У меня было 16 видео в TikTok, о ситуации с диктаторским режимом в стране, экономическом кризисе. Они стали ставить каждое видео и при этом избивать.


Потом они ударили меня еще раз и, когда я совсем обессилел, куда-то позвонили. Вижу, что он позвонил в Ашхабад, сотрудникам МНБ (Министерства нацбезопасности – ред.). Те тоже матерились и пытались заставить меня извиниться, говоря: "Ты должен извиниться перед нашим Аркадагом". Я отказался. Затем они снова меня били.

— Кто были те люди, которые вас били? Они представились или вы их знали?

— Я их знаю в лицо, но не знаю поименно.

— Среди них были сотрудники посольства?

— Да, все они были сотрудники посольства.

— Откуда вы это знаете? Вы их видели раньше?

— Да, я их узнал. Потому что, когда я однажды был там, я видел их всех четверых. Четверо – сотрудники посольства, остальные – сотрудники нанятой [фирмы].

— Кто вас вызволил из посольства? Как вы оттуда вышли?

— Когда меня избили повторно, я потерял сознание. Видимо, они испугались, что я мертв, они поместили меня в помещение с кондиционером, положили меня на черный диван. Затем они побрызгали на меня водой, чтобы я пришел в себя. Когда открыл глаза, в комнате появился полицейский. Меня уже дали в розыск: сторонники, активисты сообщили в полицию, что "нашего человека уже три часа как нет, он в консульстве". Здесь есть особая полицейская служба, и я подумал, что пришедший ее возглавляет.

Когда я открыл глаза, пришел в себя, он спросил меня: "Что случилось?" Люди, которые меня избили, подбежали и начали ему говорить: "Этот предатель, враг Родины, напал на нас. Поливал нас грязью". Я сказал офицеру: "Яшули, посмотрите на мое состояние! Я не в состоянии подняться. Подумайте сами! Там было человек восемь. Как я могу избить столько людей в одиночку? Я не могу даже встать, только что пришел в сознание".


Я сказал ему: "Мы не террористы. Мы сюда (на акцию протеста) пришли, чтобы добиться открытия границ, чтобы соблюдались наши права, за продлением загранпаспортов. У нас есть соотечественники, которые лишились своих паспортов, и мы приехали сюда, чтобы потребовать переоформления паспортов этим соотечественникам".

Я сказал: "Как я могу быть террористом!? Если я, будучи гражданином Туркменистана, пойду в посольство Узбекистана, я могу быть террористом. Но если я гражданин Туркменистана и приеду в посольство Туркменистана, я не могу быть террористом. У меня нет пистолета, у меня нет холодного оружия, как я могу быть террористом? И еще: у нас есть разрешение на акцию! Мы не поднимали шума".

После того что я сказал, офицер говорит: "Ты прав!" – и вывел меня из посольства. Когда я уходил, он ругался на сотрудников представительства: "Какие же вы глупые! Почему вы его избили? Вы избили его в офисе, в правительственном учреждении, внутри здания!"

— Что вы дальше собираетесь делать?

— Я не буду просто смотреть на происходящее. Я сообщил об этом повсюду, даже сообщил об этом министру внутренних дел Турции. Я им благодарен, в течение двух-трех дней адвокаты освободили всех наших задержанных ребят, всех 10 человек освободили.

— Как Вы себя сейчас чувствуете, как здоровье?

— Мое состояние сейчас неважное. После того как меня избили, мне тяжело дышать, но я поправлюсь. Мне сегодня надо в прокуратуру, а потом поедем в больницу. А пока нам нельзя выходить на улицу. Нас сейчас трое ребят, все мы находимся в безопасном месте.

Полностью интервью с Дурдыевым опубликовано на сайте туркменской службы Радио Свобода

XS
SM
MD
LG