Ссылки

Новость часа

Русские немцы: три волны репрессий. Премьера документального фильма


При советской власти русские немцы пережили три волны репрессий, больше, чем какой-либо другой народ. В августе 1941 года была отменена национальная автономная область немцев в Поволжье, а ее население было подвергнуто тотальной депортации. Людей, чьи предки прожили 200 лет в Российской империи, обвинили в лояльности фашизму. Немецкие семьи увозили из юга России и Украины в отдаленные части Сибири, Урала и Казахстана.

Зимой 1942 года немцев организовали в так называемые трудовые армии и отправили на каторжные работы без денежных выплат. Русские немцы строили заводы, работали на лесозаготовках и рудниках. Расформировали трудармии лишь в 1947 году. Спустя еще год все депортированные немцы были приговорены к ссылке навечно.

О том, как живут русские немцы сегодня, – в новом фильме проекта "Оперативная память".

По топонимам населенных пунктов Западной Сибири можно отследить историю освоения этих земель. Название деревни Шейнфельд переводится как "сияющее поле". Она находится на границе России и Казахстана. В интернете нет ни одной фотографии деревни. Путешествуя в этих местах, предполагаешь увидеть заброшенные участки и нежилые строения. Но находишь ухоженные поля.

Первые немецкие переселенцы оказались в этих местах не в результате депортации. Они приехали сюда в годы столыпинских реформ. Тогда миграция немцев с юга России в Сибирь носила массовый характер – перебирались целыми семьями по экономическим и религиозным причинам.

"Тут все немцы жили. Даже 40-50 лет назад русских было только семьи три. Мой старший брат пошел в школу, он ни одного слова русского не знал, – рассказывает жительница села Павлина Дай. – С нашей небольшой деревни 200 человек в Германию уехали. А я осталась…"

Рядом с Шейнфельдом находится поселок Гальбштадт, что в переводе означает "полугород". Здесь находится колбасная фабрика со слоганом "немецкое качество с Алтая" и варят традиционное немецкое пиво. Местная газета и все указатели тут на двух языках.

"Наша семья сильно пострадала от депортации, трудармии. Они старались нам меньше рассказывать. Даже старались выходить замуж за русских и фамилии у нас были русские в нашей семье, – рассказывает жительница Гальбштадта, педагог Инна Лейневебер. – Вы знаете Гальбштадт… Я иду и понимаю, что мне здесь хорошо. Тут порядок, как-то все понятно. И лица здесь такие… Я иду и мне кажется, что я их всех знаю".

"Екатерина II и Столыпин запускали очень большие правильные программы, которые сейчас просто нужно повторять. Если взять людей, дать им финансирование, дать им свободу, дать им территорию – они сами пойдут и будут строить города и поселки", – считает предприниматель из Гальбштадта Александр Гофман.

Город Славгород, в 40 км от Гальбштадта также был заселен немцами.

"Мои предки, они приехали в Россию в ХVIII веке по указу Екатерины II. На Волге поселились. С началом Второй мировой войны их насильно переселили в Казахстан, в трудармию. Прадедушку забрали и расстреляли. С детства быть немцем не всегда было приятно, часто обзывали фашистом. Помню совсем глупый случай, на перемене кто-то из школьников закричал: "Давайте отомстим немцам за Сталинград", – рассказывает настоятель католического прихода города Славгорода Александр Деппершмидт. По словам священника, многие приходят к религии через свои корни и на вопрос "вы католик?" отвечают: я немец.

"Язык русских немцев – это что-то особенное. Они сохранили язык 200-летней давности, сохранили диалекты. Слышно, что этот, например, баварский, а этот из северной Германии или из южной. Для тех, кто приезжает сюда из Германии и не привык к старому немецкому языку, это звучит несколько комично, – говорит настоятель католического прихода города Березники Эрих Мария Финк. – Для меня диалект российских немцев – это огромное богатство, которое они смогли сохранить. К сожалению, многие его носители уже умерли, а новое поколение этого языка уже не знает. Для меня огромная честь служить людям с таким трагичным прошлым".

XS
SM
MD
LG