Подготовка США к возобновлению ядерных испытаний может занять годы, рассказали The Washington Post бывшие сотрудники испытательного полигона в Неваде, где в 1992 году проходили последние американские испытания ядерной бомбы, а также специалисты в области ядерной энергетики и ядерной безопасности. Некоторые из них сказали изданию, что на возобновление подобных испытаний потребуются годы. Другие считают, что самые простые тесты можно будет провести через шесть месяцев, но даже самое простое испытание будет стоить по крайней мере 100 млн долларов.
Ранее президент США Дональд Трамп заявил, что США "немедленно" начнут испытания ядерного оружия, поскольку "это делают другие страны". Решение об испытаниях Трамп принял во время поездки по странам Дальнего Востока и после встречи с лидером Китая Си Цзиньпинем. Также оно было озвучено после того, как Путин дважды за последнюю неделю сообщал об успешных испытаниях российского оружия на ядерных установках: ракеты "Буревестник", которую якобы невозможно перехватить, и подводного аппарата (торпеды) "Посейдон" с ядерной энергетической установкой.
"У нас больше ядерного оружия, чем у кого-либо. Мы не проводим испытания, остановили их много лет назад. Но если другие их проводят, я считаю уместным, чтобы и мы тоже начали испытания", – сказал Дональд Трамп.
Из высказываний Трампа неясно, идет ли речь о запусках ракет, способных нести ядерное оружие, или же о ядерно-взрывных испытаниях. Для подготовки последних понадобится не менее 36 месяцев, отметил директор Ассоциации по контролю над вооружениями Дэрил Кимбалл. В последний раз США проводили ядерно-взрывные испытания 33 года назад.
Вице-президент США Джей Ди Вэнс заявил, что ядерные испытания нужны, чтобы убедиться, что все работает. "У нас большой ядерный потенциал. У русских тоже большой ядерный арсенал. И у китайцев большой ядерный арсенал. Иногда необходимо проводить испытания, чтобы убедиться, что все функционирует. Мы тесно сотрудничаем даже с теми странами, с которыми у нас не лучшие отношения, чтобы ограничить распространение ядерного оружия. Президент продолжит работать над этим. Но важно для национальной безопасности США убедиться, что наш ядерный арсенал действительно функционирует должным образом", – отметил Вэнс.
Дональд Трамп не стал прямо отвечать на вопрос, стало ли его решение реакцией на слова Владимира Путина, который менее, чем за неделю дважды заявил о ядерных тестах.
Между тем пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что ничего не знает о ядерных испытаниях в России. Он считает, что американского президента неправильно проинформировали. "Президент Трамп в своем заявлении упомянул, что другие страны занимаются, дескать, испытаниями ядерного оружия. До сих пор нам не было известно, что кто-то занимается испытанием. И если каким-то образом имеется в виду испытания "Буревестника", то это не является ядерным испытанием. Мы надеемся, что касательно испытания "Буревестника" и "Посейдона" корректно была доведена информация до президента Трампа. В том плане, что это не может ни в коей мере трактоваться как ядерные испытания", – сказал Песков.
"Ядерный шантаж Кремля"
Де-факто испытания "Буревестника" и "Посейдона" – это не испытания ядерного оружия, говорит российский политолог Александр Морозов. Однако, отмечает он, все это происходит в рамках ядерного шантажа России.
"Существуют плановые события, связанные с ядерными силами. И надо различать то, что вызвано чрезвычайными политическими или военными обстоятельствами, и плановыми действиями. Но применительно к тому, что сейчас говорит Путин, то мы все равно находимся в пространстве ядерного шантажа Кремля, который систематически продолжается с начала полномасштабной агрессии", – говорит он.
"Независимо от того, насколько уклончива риторика Путина, или же она в какой-то момент более жесткая, смысл здесь в следующем: сразу после вторжения Путин дал команду подготовить полигон на Новой Земле для ядерных испытаний, – продолжает Александр Морозов. – С тех пор Владимир Путин несколько раз подчеркивал, что Россия готова применить против Европы оружие, если что-то будет угрожать российским военным группировкам, которые воюют против Украины. [Начальник Генштаба России Валерий] Герасимов публично заявлял, что использование тактического ядерного оружия возможно в случае катастрофического положения на фронте. И этот вопрос обсуждался, когда возникла перспектива окружения большой российской группировки в Херсонской области. С одной стороны, понятно, что сейчас нет прямой угрозы использования ядерного оружия, однако нарастание риторики представляет собой проблему. Вся система противовоздушной и противоракетной обороны в первую очередь для Европы должна быть значительно усилена и пересмотрена".
"Переговорная позиция Трампа"
Дональд Трамп объявляет о ядерных учениях за несколько часов до встречи с Си Цзиньпином. Некоторые эксперты посчитали, что это был сигнал лидеру Китая. Однако, уверен сотрудник Гуверовского института в Стенфорде Сергей Санович, это было направленно в сторону Владимира Путина.
"Это их настоящий диалог, а не вот эта лабуда про Рюриковичей, которая, по словам Financial Times, так взбесила Трампа, что он хотел вообще закончить их встречу. Санкции, испытание новых видов оружия, разворачивание гонки вооружений – это и есть настоящий диалог", – отмечает Сергей Санович.
Эксперт украинского Национального института стратегических исследований Алексей Ижак считает, что заявление Дональда Трампа о возобновлении ядерной программы – это "переговорная позиция".
"Как и многие другие заявления Дональда Трампа – это переговорная позиция. Точно так же, как и с ракетами Tomahawk или с чем-нибудь другим, – говорит Ижак. – Но, в принципе, такое возможно. Соединенные Штаты ничем не ограничены в этих испытаниях, так же, как и другие ядерные страны. Однако мы всегда говорили, что США имеют достаточно других ресурсов по сравнению с другими странами. Это два главных ресурса – гидродинамические испытания и суперкомпьютеры, которые позволяют обойтись без ядерных испытаний".
Сергей Санович высказывает сомнение, что возобновление ядерных испытаний сейчас в интересах США. "Это в первую очередь развяжет руки Китаю, который мало проводил испытаний ядерного оружия, а США и Россия их проводили много, они свое ядерное оружие знают, им это не так нужно, – говорит Санович. – Тут есть и политический аспект, потому что если это будут делать, то будет делать в Неваде, где Трамп в последний раз выиграл выборы, а это колеблющийся штат. Тут могут быть внутриполитические соображения. Но учитывая любовь Трампа к громким, ярким, историческим [событиям], его отговорить от этой идеи, думаю, будет очень сложно".
"Гонка ядерных вооружений"
Ситуация, когда российская сторона пытается смягчать свою же риторику, случается не впервые, отмечает Сергей Санович. "Заявление Дмитрия Пескова, что, мол, нет-нет, вы нас неправильно поняли, это не ядерные испытания, это сопровождает Путина на протяжении многих лет, – сказал Санович. – Начать войну оказалось гораздо легче, чем ее закончить. История с тем, чтобы в Европе, в США, в НАТО его услышали, то его услышали. Теперь же надо искать деньги, собирать больше налогов на гонку вооружений, нужно прикрывать границу с Финляндией, Калининград, Балтику. Я уж не говорю о том, что происходит на Кавказе или произошло в Сирии. Про это уже не вспоминают. Но вот у этой эскалация с довольно ограниченными ресурсами, тоже есть свои пределы".
По словам политолога Александра Морозова, "гонка ядерных вооружений возобновилась". "Это очевидно, – говорит он. – В 2011 году [глава МИД России] Сергей Лавров и Хиллари Клинтон, будучи госсекретарем США, обменялись ратификационными грамотами о подписании договора СНВ-3 [о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений]. Это договор, который в течение определенного времени поддерживал атмосферу доверия между США и постсоветской Россией в отношении перспектив ядерного оружия, разоружения, доставки, и всей концепции контроля за этим оружием. Но все это далеко позади. Перед нами действительно эскалация, которая чем дальше, тем больше включает в себя тематику использования ядерных сил".