Ссылки

Новость часа

"Россия – это фундамент глобального терроризма". Советник главы офиса Зеленского Михаил Подоляк о предложении исключить РФ из Совбеза ООН


Ключ к переговорам – поражение РФ. Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк об осуждении российской агрессии в ООН
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:14:16 0:00

Ключ к переговорам – поражение РФ. Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк об осуждении российской агрессии в ООН

В понедельник, 10 октября, по запросу Украины и Албании возобновила работу специальная чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. На повестке дня – агрессия России против Украины. Из 20 выступивших стран все, кроме России, осудили последние удары по украинским городам. Представитель РФ Василий Небензя заявил, что удары по Киеву и другим крупным городам стали ответом на субботний взрыв на Крымском мосту. Дебаты возобновятся в среду. Слова попросили еще 45 стран, включая российских союзников: Беларусь, Северную Корею и Сирию. Кульминацией дебатов станет голосование в Ассамблее, состоящей из 193 стран, по резолюции, предложенной Украиной и Европейским союзом, которая осуждает и отвергает шаги России по аннексии украинской территории.

Тем временем Александра Матвийчук, глава украинского Центра гражданских свобод, которому была присуждена Нобелевская премия мира, высказалась за исключение России из Совбеза ООН за систематические нарушения устава организации. "ООН и государства-участники должны решить проблему "пробелов в ответственности" и обеспечить шанс на справедливость сотням тысяч жертв военных преступлений", – написала Матвийчук в фейсбуке.

Может ли предстоящее голосование в ООН или гипотетическое исключение России из Совбеза изменить ход войны – об этом мы спросили советника главы офиса президента Украины Михаила Подоляка.

– Прорыв [на ближайшей сессии] мы с вами вряд ли получим, – считает Подоляк. – Мир постепенно доходит до осознания того, что такое современная российская цивилизация, Российская Федерация в целом. Тем не менее мы сегодня уже имели заявления господина Гутерриша (генерального секретаря ООН – НВ) о том, что он шокирован действиями Российской Федерации, этим масштабным умышленным обстрелом собственно гражданского населения.

Россия сама говорит, что они наносили умышленные удары по центрам городов. Там нет никаких военных объектов, они наносили удары несколькими волнами, чтобы причинить максимальный ущерб именно гражданской инфраструктуре и именно критической инфраструктуре, которая эти города питает, дает людям тепло, воду, свет и так далее. И, конечно же, заявление Гутерриша означает осознание того типа войны, которую ведет Российская Федерация, по сути, зафиксировало это юридически. А это террористический тип войны. Вот вы сейчас показываете кадры, четко говорящие об умышленности этих действий.

Мы надеемся, что резолюции ООН все-таки будут более жесткими. Тут вопрос в другом: а последующая логистика какая? Ну вот будет принята резолюция – а далее? Я считаю, что в ООН должна быть не резолюция, там должны быть более эффективные действия по выводу Российской Федерации из постоянных членов Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи ООН. Если этого не будет сделано, то, безусловно, Российская Федерация – ей все равно, что там будет обсуждаться, – будет использовать право вето и блокировать любые юридические действия.

– Какова цель российских обстрелов с военной точки зрения?

– Военная цель есть – формирование панических настроений в обществе, деморализация общества и соответствующая деморализация армии.

– Чтобы потом это деморализованное общество что сделало?

– Начало давить на правительство и на свою армию. С военной точки зрения Россия на фронте не может противостоять украинской армии, это безусловно. На всех направлениях идет эффективное контрнаступление украинской армии, кроме бахмутского направления, где достаточно тяжелые бои – там как раз сосредоточена вся группировка российских ЧВК, в том числе "вагнеровцы", то есть наиболее ожесточенные бои идут именно там. Тем не менее на остальных направлениях идет контрнаступление, несмотря на эти все ипсошки (информационно-психологические операции – НВ), которые Россия запускает, что они там куда-то в наступление идут.

Как только мы выйдем на международно признанные границы Украины, на этом Россия в нынешнем виде перестанет существовать

Россия ничего не может противопоставить: украинская армия разорвала тыловое обеспечение и, соответственно, подвоз резервов. И, конечно, Россия с военной точки зрения недееспособна на сегодняшний день, вернее, дееспособна, но не в том объеме, как бы хотелось Российской Федерации. Она постепенно отступает и постепенно отдает обратно территорию Украины. И с этой точки зрения, конечно, эти удары, масштабные, массированные удары по территории Украины должны были бы деморализовать наше общество, обеспечить давление на правительство, обеспечить возможность выхода на какой-то переговорный процесс или по крайней мере на фиксацию временного перемирия – это, конечно же, голубая мечта господина Путина, иначе он не удержит власть даже над своей элитой и над российским обществом.

Другой вопрос, что Россия переносит акцент на войну именно террористического типа, и она этого не скрывает. То есть они уже прямо об этом говорят, и постоянно говорят об этом. Для меня удивительно, когда в мире начинают как бы всерьез анализировать: "А что же именно Россия делает?" Да нет, Россия делает как раз конкретную вещь: она всему миру демонстрирует, что она в паническом состоянии, состоянии аффекта, потому что не может военным путем ничего сделать с Украиной, и поэтому ищет любые другие способы шокировать мир. И вот один из них – это масштабные удары крылатыми ракетами по всей территории Украины, причем еще раз подчеркиваю, это делается намеренно, демонстративно, именно по центрам городов, именно в момент, когда люди передвигаются на рабочие места, в школы и так далее. Все это умышленные действия, Россия идет ва-банк.

– А под российскими информационно-психологическими операциями вы имеете в виду сообщения пропаганды, что Зеленский бежал из Киева или отстранен главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный?

– Безусловно. Россия вызывает удивление своей нелепостью, этим провинциализмом. В это просто невозможно поверить, но на самом деле это выглядит именно так. Они это делали в первые дни войны, постоянно говорили, что Зеленский убежал, что там кто-то сдался, что военный переворот в Украине, что все рухнуло, мы практически уже Киев захватили и так далее. Вот сегодня (в момент интервью – 10 октября – НВ) была такая же попытка. Знаете, это как будто слабоумные, забыв, что они то же самое делали, например, семь месяцев назад, – сегодня попытались снова рассказать, что мы со всех сторон наступаем, Киев практически уже сдался, Зеленский бежал, Залужный бежал, все бежали, все всё провалили и никуда дальше не идут, кроме россиян.

На самом деле в этот момент их точно так же выносили с территории Украины на километр, на полтора и будут это делать дальше, в том числе системами MLRS (для запуска тактических ракет – НВ) разрушали дальше наступательную инфраструктуру. Достаточно примитивные ИПСО, но я просто хотел бы, чтобы наши люди в принципе к этому относились и с иронией, я не сомневаюсь, что Украина с иронией смотрит на все, что делает Россия.

Подоляк: ключ к переговорам – поражение России

– Прокомментируйте позицию, которую Россия занимает на Генеральной Ассамблее ООН.

– Позиция России в ООН не имеет никакой ценности. Имеет ценность следующее: миру, нашим партнерам (мы не говорим обо всем мире, потому что некоторые страны до сих пор занимают безответственную позицию, когда не дают оценку этой войне, но это их право), ответственной части мира необходимо осознать главное – Россия не будет менять тип войны. Она ведет геноцидную войну, террористическую войну, она это демонстрирует, нарушая международное право, правила и обычаи ведения войны, конвенции, в том числе Женевские, по отношению к мирным гражданам и военнопленным.

Россия будет только эскалировать вот это. Россию не нужно бояться. Не нужно думать о том, как мы можем окончить войну, если Россия проиграет. Да, она должна проиграть, она обязана проиграть. Мы не просто должны освободить свою территорию, мы должны добиться специальных трибуналов, на которых эта вся группа, включая таких, как Небензя, будет отвечать. Их преступления уже юридически зафиксированы. И сегодня это дополнительная фиксация масштабного умысла, скажем так, организованной преступной группы. Нет никакого государства Россия, есть ОПГ, которая умышленно совершает массовые военные преступления. Вот это миру нужно понять.

И не нужно слушать Россию: "эскалация", "масштабирование" – ничего подобного. Уже все масштабировано и все эскалировано, кроме ядерного оружия, но, безусловно, это не вопрос Украины, потому что мы не ядерное государство, а вопрос ядерного клуба. Пусть они решают, зачем они подписывали протокол о ядерном сдерживании. Там четко сказано, что надо делать со страной, которая угрожает миру абсолютным применением ядерного оружия (в Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 года не прописаны санкции за угрозы применения ядерного оружия – НВ). Тем не менее Украине необходимо помочь до конца выиграть эту войну. А для этого нужны системы ПВО и системы ПРО (противовоздушной и противоракетной обороны – НВ). Вы же видите, масштабная атака крылатыми ракетами в таком количестве, в районе ста единиц, проводится для того, чтобы перегрузить нашу ПВО. Любое ПВО не справилось бы с такой нагрузкой. Соответственно, мы хотим дополнительные системы ПВО/ПРО.

Второе: мы хотим то оружие, которое позволит ускорить деблокаду. Россия не умеет воевать, это очевидно. У них уже нет армии. Мы хотим дополнительное оружие, чтобы ускорить освобождение своей территории и закончить все это. Почему? Как только мы выйдем на международно признанные границы Украины, на этом Россия в нынешнем виде перестанет существовать, у них начнутся внутриполитические процессы, трансформация, которая позволит закончить эру шантажей, политических провокаций, финансирования неустойчивых политических систем, финансирование ультраправых партий – все, что делает Российская Федерация. И таким образом мир наконец-то сможет начинать выстраивать другую систему безопасности, гораздо более устойчивую. Все политически нестабильные режимы, которые Россия тоже поддерживает, реально утратят под собой опору. Россия – это фундамент всего сегодняшнего глобального терроризма. И сейчас она сама демонстрирует террористические проявления. Нам необходимо с этим заканчивать. Это ключевое, что после сегодняшнего дня должен понять мир и наши партнеры.

Заседание Совета Безопасности ООН (архивное фото)
Заседание Совета Безопасности ООН (архивное фото)

– Вы говорили, что Россия пытается посеять панику, чтобы склонить Украину к переговорам. В понедельник утром Кремль заявил, что Путин во время встречи с Эрдоганом может обсудить возможные переговоры между Россией, США, Францией, Германией и Великобританией, которые будут касаться Украины. Известно ли вам что-то о таком формате?

– Два простых совета: нет такого формата. Это абсолютный вымысел. Второе: никогда больше, пожалуйста, я не вас имею в виду, а в целом нас всех, никогда не нужно возвращаться в российскую повестку. Это абсолютно точно пропагандистская история, абсолютно маразматическая история, то есть ее не существует, это вымысел полный, фейк.

Война идет в Украине, никто, поверьте мне, никто и близко из названных вами стран: США, Британия, Германия, Франция – никогда не будут без Украины разговаривать о том, как нужно финализировать эту войну. Даже близко таких попыток нет. И в принципе это обсуждать не нужно.

Не буду называть страны, которые пытались проводить какие-то переговоры в Женеве с Российской Федерацией без участия ключевых стран, таких как Украина, – в итоге это привело к нынешней трагедии (в январе 2022 года в Женеве прошли переговоры между Россией и США – НВ). Поэтому больше никто никаких других форматов, я имею в виду не только мы, но и наши страны-партнеры не будут задействовать. Единственный формат – это война в Украине, это Вооруженные силы Украины. И ключевой формат, который все понимают, – это то, что Вооруженные силы Украины должны одержать целый ряд тактических успехов. Это ключ к действительно переговорному процессу.

Россия, которая еще не до конца проиграла, хотя и проигрывает ситуативно на поле боя, – это Россия, которая не ведет переговоры, которая продолжает выставлять ультиматумы. Ее ультиматумы достаточно предсказуемы и банальны. Первое: отдайте нам территорию. Второе: отдайте нам часть суверенитета. Третье: слушайте то, что мы будем вам приказывать делать. И четвертое: мы продолжим войну, но уже на других позициях.

В принципе, эти ультиматумы абсолютно понятны для всех – и для партнеров, и для нас. И, соответственно, никто не будет размениваться на то, чтобы дать какую-то кость Российской Федерации, а Россия таким образом якобы отдаст что-то взамен. Нет, война на территории Украины, гибнут наши люди, цена войны чрезвычайно высокая, разрушения чрезвычайно высокие, и главное – нельзя позволить России чувствовать себя победителем хоть в какой-то части. Россия должна уйти полностью с территории Украины. Второе: Россия должна выплатить масштабные компенсации за разрушения. И третье: Россия должна будет пройти через процедуру специального трибунала обязательно. То есть все потенциальные военные преступники в максимальном объеме должны будут прийти и ответить юридически за то, что они делают.

Безнаказанное зло будет только масштабироваться. Мне кажется, уже все наши партнеры это прекрасно понимают. Им нужно поверить в то, что не просто Украина может выиграть, а что Россия может проиграть, это главное.

XS
SM
MD
LG