Ссылки

Новость часа

Паоло Тавиани исполнилось 90 лет. Главные фильмы классика итальянского кино


Братья Тавиани – выдающиеся итальянские режиссеры и сценаристы, обладатели призов Венецианского и Берлинского кинофестивалей. Они всю жизнь работали вместе, снимая, как правило, фильмы-притчи, в которых исследовали политические и социальные процессы своей страны. Их картина "Отец-хозяин" впервые в истории Каннского фестиваля получила сразу две главные награды: "Золотую пальмовую ветвь" за лучший фильм и премию ФИПРЕССИ. Как писала потом член жюри фестиваля американский критик Полина Кейл, известная своими зачастую резкими и жесткими текстами, среди ее коллег не было ни малейших сомнений, кому присуждать главный приз.

Паоло – младший брат в режиссерском дуэте Тавиани. Родившийся на два года раньше Витторио, скончался в 2018 году после продолжительной болезни. После смерти бессменного соавтора Паоло называет себя "полурежиссером".

В эти дни он завершает работу над своим первым сольным фильмом, вдохновленным рассказом писателя Карло Барони.

Восьмого ноября младшему Тавиани исполнилось 90 лет.

В кино братья попали случайно. Витторио учился на юриста, а Паоло – на литературоведа. Попав на съемочную площадку "Пайзы" Роберто Росселлини, они оба поняли, что их место за кинокамерой. Полнометражным дебютом братьев стала картина "Мятежники" (1967), в котором Тавиани предвосхитили события 1968 года. Картину о беспокойных студентах, которые во дни похорон генсека итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти размышляют об обществе и раскрывают свою сексуальность, показали на Венецианском кинофестивале. Лента стала культовой для целого поколения.

Братья Тавиани на премьере "Цезарь должен умереть" (2012)
Братья Тавиани на премьере "Цезарь должен умереть" (2012)

Тавиани в своих сюжетах внимательны к "маленьким людям", к теме социального неравенства. Многие их истории разворачиваются на юге Италии, чьей красотой братья были заворожены с первых лет своей кинокарьеры.

Рассказываем о пяти главных картинах Тавиани.

"У святого Михаила был петух" (1972)

Действие экранизации романа Льва Толстого "Божественное и человеческое" перенесено в Италию начала ХХ века. Выходец из богатой семьи Джулио Маниери (Джулио Броджи) во главе отряда анархистов пытается устроить переворот в небольшом городке, однако терпит поражение. Пожизненно заключенный в тюрьму, он пытается не сойти с ума от одиночества. Спустя 10 лет Джулио перевозят в другую тюрьму на лодке. Посреди Венецианской лагуны он встречает лодку с такими же, как и он много лет назад, молодыми бунтарями, убежденными марксистами. Правда, цели и методы борьбы нового поколения беспокоят пленника. Понимая, что отдал жизнь губительной утопии, Маниери кончает с собой.

Эта картина – монодрама человека, пожираемого собственными идеалами. Тавиани никого не идеализируют и не осуждают: у каждого здесь своя правда. Маниери, веривший в то, что делает, начинает руководить воображаемой организацией и постепенно переселяется в мир виртуального бунта. Столкновение с реальностью оказывается для него губительным: частый итог радикализма.

На Берлинале "У святого Михаила был петух" получил Interfilm Award – первый приз фестиваля "класса А" для Тавиани.

"Отец-хозяин" (1977)

В начале и в конце одного из самых известных фильмов Тавиани на экране появляется ученый-лингвист Гавино Ледда в роли самого себя – автор одноименного автобиографического романа, по которому Тавиани создали сценарий. Уже познакомившись с прототипом главного, Тавиани отправляют нас в его детство на Сардинию. Здесь самодур-отец (Омеро Антонутти) забрал его из первого класса и отправил в горы пасти овец. Гавино (Саверио Маркони) получал побои за малейшую провинность, в 20 лет он не умел ни читать, ни писать. Отец отправил Гавино в армию, чтобы тот получил образование радиотехника и приносил еще больше денег, но любознательный сын обнаруживает, что в мире есть литература и лингвистика. Последней он и собирается посвятить себя. Отец-хозяин, подчинивший жизнь семьи постоянной работе на себя, не может это принять.

Древний, как мир, сюжет конфликта поколений усиливается мировоззренческим столкновением. Гавино – гражданин мира, его отец – человек места. Первый посвящает себя изучению языка – занятию, требующему открытости, второй помешан на контроле, власти и выгоде. Маркони и Антонутти блестяще разыгрывают этот связанный любовью и ненавистью дуэт. Как подчеркнула кинокритик The New York Times Джанет Маслин: "Этот фильм яркий и очень трогательный, грубый, но редко прямолинейный, наполненный нагими пейзажами, которые подчеркивают естественность и неизбежность отцовско-сыновних ритуалов, которые он изображает".

На Каннском фестивале "Отец-хозяин" получил высшую награду – "Золотую пальмовую ветвь", а также приз ФИПРЕССИ.

"Ночь святого Лаврентия" (1982)

Сюжет этого фильма – возможно, наиболее личный для Тавиани. В месте их рождения – деревне Сан-Миниато – в июле 1944 года в церковь, где односельчане прятались от фашистов, попала бомба. Погибли десятки людей. Жертв было бы еще больше, если бы сельский нотариус не убедил часть земляков уйти ночью навстречу войскам союзников. Этим спасителем был отец Паоло и Витторио.

Весь сюжет – это воспоминания одной из спасшихся, которая рассказывает о тех страшных днях своему маленькому сыну в ночь святого Лаврентия – когда падают звезды и можно загадывать желания.

Крестьяне и мелкие торговцы, местная знать и шутник-адвокат, чернорубашечники Муссолини и партизаны-антифашисты; каждый наделен своим голосом и каждому выпадает толика авторского сочувствия. Столь же непротиворечиво тут смешиваются жанры: сказка и триллер, мелодрама и роуд-муви. У Тавиани на материале частной истории получился портрет итальянского общества времен Второй мировой, и глубже – ветхозаветная история об исходе в Землю обетованную, каковой здесь является свобода.

В Каннах "Ночь святого Лаврентия" получила Гран-при жюри.

"Хаос" (1984)

Фильм начинается с цитаты нобелевского лауреата Луиджи Пиранделло: "Я сын Хаоса, не аллегорический, а подлинный, так как я родился в местности Кавуси, название которой происходит от греческого слова Хаос".

Картина состоит из эпизодов, в основу которых легли рассказы Пиранделло: "Ворон из Миццаро", "Другой сын", "Лунная болезнь", "Кувшин", "Реквием". В эпилоге "Беседы с матерью" появляется сам Пиранделло, который приезжает в родовое поместье и разговаривает со своей умершей матерью о ее детстве.

Здесь, как нигде, сказывается характерное для Тавиани смешение поэтического и реалистического. Паоло и Витторио откровенно любуются своими персонажами. Мир Сицилии столетней давности показан как земля былинных героев и смертельной любви, безудержного веселья и высокой европейской меланхолии. Собственно, само понятие хаоса предстает как метафора сказочного сицилийского космоса, где возможны любые чудеса и где "дорогие мертвецы" не оставят живых в беде.

Фильм получил две премии "Давид ди Донателло".

"Цезарь должен умереть" (2012)

"Цезарь должен умереть" рассказывает о заключенных итальянской тюрьмы строгого режима, ставящих трагедию Шекспира "Юлий Цезарь" под руководством театрального режиссера Фабио Кавалли.

Сюжет о театре за решеткой не нов, и Тавиани применяют для его воплощения испытанные средства. Жесткий монохромный реализм как нельзя лучше подходит для изображения тюремных будней, и шекспировский текст, полный конфликтов и сильных характеров, вполне вписывается в эту черно-белую действительность. Отпетые уголовники преображаются в актеров, причем играют и героев Шекспира, и самих себя с равной страстью. Елизаветинская трагедия резонирует с надрывом неволи, а повесть о самовласти Цезаря и восстании Брута переходит в документальную драму о том, как постановка пьесы 400-летней давности изменила жизни заключенных. Двое исполнителей главных ролей стали писателями, еще один вышел на волю и достиг успеха как актер.

Реалистичная режиссура в сочетании с социальным колоритом и высоким театром очаровала жюри Берлинского фестиваля — итогом стало присуждение фильму "Золотого медведя" и приза экуменического жюри.

XS
SM
MD
LG