28 сентября в Молдове пройдут парламентские выборы. Это голосование может повлиять на дальнейший вектор, по которому пойдет страна: правящая проевропейская партия "Действие и солидарность" надеется сохранить большинство в парламенте – ее основательница Майя Санду переизбралась на пост президента в прошлом году, а противостоящий ей "Патриотический блок" – группа оппозиционных партий во главе с бывшим президентом Молдовы Игорем Додоном – выступает за сотрудничество и налаживание отношений с Россией. От результата выборов зависит будущее не только самой республики.
"Выбор между войной и миром"
"Выбор между войной и миром" – так, предстоящее голосование на парламентских выборах Молдовы охарактеризовал спикер парламента, лидер партии "Действия и солидарность" (рум. Partidul Acțiune și Solidaritate, PAS) Игорь Гросу.
"Результаты этих выборов определят будущее страны не только на ближайшие четыре года, но и на многие годы вперед. Мы понимаем это. Наши противники понимают это", – заявил он.
Его партия выступает за улучшение отношений с Европой и вступление в Евросоюз и намерена сохранить контроль в парламенте.
Главный противник PAS – Патриотический избирательный блок (рум. Blocul Electoral Patriotic, BEP), который называют пророссийским. Его лидера Игоря Додона связывают с Кремлем: он тепло относится к Владимиру Путину и часто посещает Россию.
"Мы живем под диктаторским правлением Майи Санду и желтой чумы. В правительстве действует организованная преступная группировка, которая любой ценой пытается удержаться у власти", – заявил он.
"Желтой чумой" Додон называет своих оппонентов – партию PAS. Пророссийские взгляды в патриотическом избирательном блоке отрицают – говорят, это нейтралитет.
"К власти должны прийти патриоты – то есть те люди, которые выступают за суверенитет и независимость Молдовы. Нейтралитет – это гарантия нашей безопасности. Молдова должна поддерживать хорошие отношения со всеми: как с ЕС, так и с Россией", – заявил кандидат в депутаты от BEP Никита Роменский.
Кто станет победителем, пока не ясно. Несколько независимых исследований показывают разные результаты. При этом действующие власти говорят о вмешательстве России в предстоящее голосование.
За несколько дней до выборов Молдове задержали 74 человека по подозрению в подготовке беспорядков во время голосования. По данным властей, они прошли обучение боевым техникам в Сербии на деньги России – 26 сентября сербская полиция задержала двух мужчин, обвиняемых в организации тренировок. Предположительно, они могли обучить 150–170 граждан Молдовы и Румынии.
О вмешательстве Кремля пишут и журналисты: BBC раскрыла сеть, которая занимается распространением фейковых постов и видео перед выборами и также спонсируется Россией.
В Кремле, несмотря на эти доказательства, обвинения во вмешательстве отрицают. "Президент Санду, выступая на пленарном заседании Европарламента, обвинила Россию в попытках подкупа молдавских избирателей. Какие доказательства, госпожа Санду, вы привели Европарламенту? А я расскажу: никакие", – прокомментировала представительница МИДа Мария Захарова на брифинге.
Захарова упоминает Молдову едва ли не в каждом своем выступлении. Законно избранные власти Молдовы Захарова называет "режимом", поднимает языковой вопрос и обвиняет правительство в лишении граждан Молдовы их конституционных прав. В целом используются все те же приемы и нарративы, которые Москва годами повторяла в отношении Украины.
В партии BEP, которые называют пророссийской, утверждают, они против вмешательства выборы – в этом они обвиняют Европу. "Кстати, никто из России не приезжал сюда, в Молдову, чтобы выступать с трибун или доносить какие-то послания. Тогда как от европейских структур мы видели целую серию таких выступлений, а это свидетельствует о вмешательстве в избирательную кампанию, что запрещено избирательным законодательством Молдовы", – заявил депутат парламента от партии социалистов Григоре Новак.
"У нас большое число поддерживает Путина"
О том, за кого склонны будут голосовать молдоване и почему это может повлиять на войну в Украине, мы поговорили с бывшим послом Молдовы в ООН и Совете Европы Алексеем Тулбуре.
– Чего перед парламентскими выборами в Молдове добивается Кремль?
– Кремль добивается такого уровня напряжения, в котором можно манипулировать общественным мнением, чтобы каким-то образом повлиять на результаты [выборов]. Это с одной стороны.
С другой стороны, Москва добивается того, чтобы коррупционная сеть была не до конца деконструирована, разрушена молдавскими правоохранительными органами. Они хотят использовать эту сеть.
Она работает очень просто: людям передаются деньги, потом сообщается имя партии, за которую надо голосовать. Это, скорее всего, будет происходить в ночь перед голосованием.
Так было и на президентских выборах, так будет и на этих, правда, надеюсь, в меньших масштабах, потому что все-таки за год удалось много фрагментов этой сети разрушить, раскрыть какие-то ячейки.
Кремль добивается определенного результата на выборах. Задача – сместить проевропейское, и получить лояльное себе правительство. Если это удастся, это произойдет без единого выстрела, без того, чтобы вводить войска. Слава богу, это физически невозможно, я утрирую.
Но это цель, потому что ставки велики: мы, Молдова, – союзник Украины, важный логистический хаб. Мы принимали беженцев, сейчас оказываем помощь. Представьте, что на западе Украины возникает враждебное или недружественное государство: это усложнит положение Киева очень сильно.
Сейчас многие говорят, что Молдова может стать местом, откуда может быть атакована Одесская область. Даже если этого не произойдет, то все равно Украина увеличит свой контингент на западном направлении, чтобы гарантировать себе безопасность.
Сейчас там заняты определенные подразделения, они не участвуют в боях на востоке. А если появится пророссийское правительство в Молдове, то, естественно, Украина будет вынуждена усилить свое присутствие на западных границах.
– Лидер Партии социалистов и бывший президент Молдовы Игорь Додон не скрывает своих пророссийских взглядов. Можете ли вы оценить, какую поддержку сейчас в стране имеет партия Додон? По последним опросам, это около 13 процентов, но и у партии "Действие и солидарность" Майи Санду тоже всего 20 процентов.
– Надо смотреть не на то, как будут голосовать люди в ближайшее воскресенье, а на другие вопросы в социследованиях: "Поддержите ли вы европейскую интеграцию или евразийское пространство?" "Поддержите ли вы действия путинской России в Украине". Там, к сожалению, другие цифры.
Парадокс в том, что Молдова находится в непосредственной близости к войне, у нас есть доступ к информации на любом языке, но тем не менее у нас очень большое число тех, кто поддерживает Путина.
Есть разные объяснения этому, в том числе пропаганда, усилия Российской Федерации по манипулированию, по созданию атмосферы страха.
Один из главных нарративов кремлевской пропаганды, которую в Молдове воспроизводит Додон и другие агенты Кремля, – это то, что нынешняя власть втягивает Молдову в войну.
Логика тут такая же, как была в Грузии перед парламентскими выборами: мол, вместо того, чтобы сказать Киеву "Сдавайтесь" и на этом прекратить войну, Молдова помогает сопротивляться. Более того, стремится в ЕС, который тоже помогает Киеву, поставляет оружие, деньги, политическую поддержку оказывает.
По логике Кремля, Киев должен капитулировать, а все остальные должны этому аплодировать, – это и есть стремление к миру. [По логике Кремля], Россия стремится к миру, а остальной мир провоцирует войну. И Молдова принадлежит к "остальному миру".
Такая извращенная логика подачи, и она, к сожалению, у некоторых людей срабатывает, – отсюда и такие цифры. Есть еще наша фундаментальная проблема в Молдове: мы очень расколоты. И Россия как раз бьет в эти линии раскола.