Ссылки

Новость часа

Зеленский перестанет называть Лукашенко "президентом". Политолог объясняет, какими будут последствия


Встреча Александра Лукашенко и Владимира Зеленского в Житомире, Украина, 4 октября 2019 года. Фото: ТАСС
Встреча Александра Лукашенко и Владимира Зеленского в Житомире, Украина, 4 октября 2019 года. Фото: ТАСС

"Просто Александр Лукашенко" – власти Украины больше не будут называть его президентом после 5 ноября. В этот день истекает предыдущий срок президента Лукашенко. Глава МИДа Украины Дмитрий Кулеба заявил, что проведенная Лукашенко инаугурация не означает его признания главой государства Беларусь.

При этом отношения с Беларусью Украина не прерывает. Как будет выглядеть общение президента Владимира Зеленского с просто Александром Лукашенко и как это повлияет на отношения стран – об этом в эфире Настоящего Времени мы спросили украинского политолога Владимира Фесенко.

Как будут выглядеть отношения президента Владимира Зеленского с "просто Александром Лукашенко" – объясняет политолог
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:06 0:00

— Что это значит? Что президент Украины Владимир Зеленский перестанет писать: "Ваше превосходительство господин президент Александр Лукашенко"? Или контакты между Минском и Киевом вообще прервутся? Как это будет?

— Скорее, уже прервались контакты на высшем уровне. Буквально в эти дни должен был состояться региональный форум Украины и Беларуси – Форум регионов. В предыдущие годы это была площадка для встречи двух президентов. Это было в позапрошлом году в Беларуси, в прошлом году – в Украине, в Житомирской области. Кстати, тогда встретились Зеленский и Лукашенко.

Сейчас контакты прерваны на неопределенное время. Я думаю, что, возможно, эта пауза может затянуться. Это будет именно пауза в контактах на высшем уровне, пока не будет урегулирован нынешний белорусский политический кризис. А дипломатические отношения сохранятся.

Наше Министерство иностранных дел – сейчас там тоже сложная ситуация, потому что были нарушены международные конвенции по отношению к нашему послу. Но он вернулся в Минск, представляет там интересы Украины, точно так же работает белорусское посольство в Киеве. Так что рабочие контакты сохраняются, но на высшем уровне возникла неопределенная пауза.

— Может ли это иметь какие-то экономические последствия? Может ли Беларусь чем-то чувствительным ответить? Или, как вам кажется, белорусские чиновники и сам Лукашенко не заметят этого просто?

— Нет, я думаю, какая-то реакция со стороны Лукашенко будет, как это было раньше, когда уже были такие дипломатические демарши с украинской стороны. Для Украины действительно эта ситуация очень сложная. Наверное, это самый серьезный кризис в двусторонних отношениях, и политические последствия негативные в виде замораживания контактов на высшем уровне уже есть. Может быть и хуже в том случае, если активизируются процессы создания Союзного государства между Россией и Беларусью и если на северной границе Украины, украино-белорусской границе, появятся российские военные. Это самый негативный сценарий.

Экономические отношения сохранятся, хотя тут тоже возможны какие-то кризисные тенденции.

— Тут есть один нюанс. Можно ли предположить, что в офисе президента Зеленского рассуждают примерно так: если мир не дожмет Лукашенко провести честные выборы, то российские военные на границе с Украиной в любом случае появятся, поэтому выбор сейчас только один. Или нет, так не рассуждают?

— Именно учитывая риски резкого крена белорусского руководства в сторону России, усиления этих интеграционных процессов, Украина занимала более гибкую позицию по отношению к белорусскому кризису и по отношению к Лукашенко, например, по сравнению с Польшей и Литвой. Но сейчас ситуация такая, к тому же были демарши очень резкие, негативные высказывания в адрес Украины и со стороны самого Лукашенко, и других белорусских руководителей, собственно, стало понятно: из этого кризиса нормального выхода не будет в политическом смысле.

Поэтому Украина присоединилась к тем действиям критичным по отношению к непризнанию белорусских выборов. Этот кризис уже зашел достаточно далеко.

Но по экономическим отношениям, я думаю, что все-таки обе стороны попытаются не допустить их резкого ухудшения, потому что негативные последствия могут быть для обеих сторон. У нас есть риски по нефтепродуктам и дизтопливу. Но в двусторонних экономических отношениях есть дисбаланс в пользу Беларуси.

— То есть сальдо отрицательный для Украины?

— Совершенно верно. Поэтому для Беларуси невыгодно сокращать торговлю с Украиной. Поэтому, я думаю, обе стороны здесь будут действовать более аккуратно и более прагматично.

— Могут потом Владимиру Зеленскому это припомнить как негативную ситуацию, или, скорее всего, это будет ему записано в плюс в контакте предстоящих возможных выборов и прочего?

— Нет, я думаю, что на внутреннюю ситуацию это особенно не повлияет. Хотя скажу такую парадоксальную вещь: до событий последних месяцев Лукашенко был, наверное, самым популярным зарубежным государственным деятелем в Украине. В силу разных причин. Он не воспринимался конфликтным, как Путин, ну и был некий миф о благополучном, спокойном, стабильном государстве Беларусь.

— Что стало с этим мифом сейчас?

— Он в значительной мере развенчан. Отношение к белорусским событиям неоднозначное. И это зависит, скорее, от политической позиции простых украинцев. Если они, например, настроены пророссийски, то они на стороне Лукашенко, как и пророссийские политические силы в Украине. Они даже пытались в нашей Верховной Раде проводить акции в поддержку Лукашенко. Если же люди настроены проевропейски, проукраински и поддерживают демократические стандарты, то они, конечно, критично воспринимают нынешние события в Беларуси.

— Можете назвать фамилии людей, которые в парламенте [выступали] за Лукашенко?

— Речь идет о представителя "Оппозиционной платформы – За жизнь" – Медведчук, Рабинович. Эти депутаты даже плакаты вывешивали в поддержку Лукашенко.

XS
SM
MD
LG