10 июля в Абу-Даби (столица Объединенных Арабских Эмиратов) прошла историческая встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Переговоры продлились больше четырех часов и проходили в разных форматах — как один на один, так и с участием министров иностранных дел и советников.
Это произошло после разлада отношений Баку с Москвой, а также поддержки примирения между двумя странами со стороны Турции и США. Россия оказалась исключена из процесса, хотя долгое время была посредником между двумя странами.
С армянской стороны во встрече приняли участие вице-премьер Мгер Григорян, секретарь Совбеза Армен Григорян, глава МИД Арарат Мирзоян и вице-спикер Национального собрания Рубен Рубинян, с азербайджанской – вице-премьер Шахин Мустафаев, глава МИД Джейхун Байрамов, представитель президента по особым поручениям Эльчин Амирбеков и глава пресс-службы МИД Хикмет Гаджиев.
Одной из ключевых тем обсуждения стал вопрос открытия Зангезурского коридора. Это проект транзитного маршрута через Армению, который должен соединить Азербайджан с его эксклавом – Нахичеванской автономной республикой. Проект выгоден для Баку, поскольку сейчас сообщение с автономией осуществляется преимущественно по воздуху. Ереван готов разрешить транзит по своей территории, но требует согласования ряда условий, в частности, – его статус.
В марте 2025 года Армения и Азербайджан объявили, что согласовали текст соглашения об установлении мира и межгосударственных отношений. Азербайджанская сторона выдвинула условия, в частности, по внесению изменений в Конституцию Армении, где содержится пункт о территориальных претензиях к Баку. Ереван считает, что конституционный вопрос не должен быть препятствием для подписания мирного соглашения.
В эфире Настоящего Времени Сергей Мелконян, научный сотрудник Института прикладных политических исследований Армении, обратил внимание, что пресс-релизы и с армянской, и с азербайджанской стороны, полностью согласованы. То есть дипломаты и политики спустя четыре часа переговоров потратили потратили время и на эту работу.
За эту встречу, отметил, обсудили все главные вопросы. "Первый – это вопрос подписания мирного договора. Второй – вопрос делимитации [определения общего положения и направления границы на карте] и демаркации границы. И третий – это разблокировка коммуникаций. По вопросу мирного договора иллюзий не было относительно того, что он может быть подписан: азербайджанская сторона официально заявила свое предусловие – неподписание мирного договора, пока Армения не изменит свою Конституцию. Что касается других вопросов – например, делимитации и демаркации границ – то этот процесс двигался довольно медленно, и, видимо, будут его развивать", – проанализировал эксперт.
По его словам, проблема есть с разблокировкой коммуникаций: "Азербайджан под этим понимает открытие только экстерриториального, так называемого Зангезурского коридора – для прямой связи со своим эксклавом Нахичеванью. А Армении важно открыть все коммуникации, потому что Турция и Азербайджан держат Армению в блокаде с 1993 года".
Мелконян также заметил, что встреча прошла в Арабских Эмиратах в рамках глобального тренда: "Все больше стран стараются ездить не в Женеву или Вену, как это было принято, а в страны Персидского залива. Это их постпосредническая роль. В данном случае Арабские Эмираты предложили то, что в дипломатии называется "добрые услуги": предоставили площадку без какого-либо участия".
По его словам, посредничество Запада в переговорах Баку и Еревана закончилось не так давно, а посредничество России еще раньше – после подписания четвертого трехстороннего заявления стран в 2020 году после конфликта.
"Параллельно шел брюссельский трек, вашингтонский трек. Азербайджан получил на Западе все, что хотел – признание от Армении Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Больше Азербайджан не заинтересован в западном посредничестве – после того, как установил контроль в результате войны в сентябре 2023 года", – заявил политолог.
По его мнению, посредничество России теперь почти исключено.
"Первое – мы видим, как ухудшаются российско-азербайджанские отношения. Мы видим напряженность в российско-армянских отношениях. То есть фон двусторонних отношений явно не позитивен. Второе – Азербайджан заинтересован выжать как можно больше в двустороннем формате. Для Армении двусторонний формат – это самый быстрый путь, чтобы зафиксировать какой-то результат в рамках большой нервной повестки, которую руководство Армении предлагает. А если будут посредники, то процесс может немного осложниться", – обосновал Мелконян.
Он напомнил, что в вопросе делимитации и демаркации границы ранее была трёхсторонняя рабочая группа с участием Кремля, но это посредничество завершилось в конце 2022 года, и "больше успехов в этом направлении нет".
"Россия должна была участвовать во всех процессах армяно-азербайджанской нормализации и была гарантом. Путин подписывал документы по Карабаху. В заявлении от ноября 2020 года в пункте 9 обозначено, что российские погранвойска должны быть на коммуникациях, которые соединяют Азербайджан с Нахичеванью. Сейчас этот вопрос на повестке не стоит. Наоборот, обсуждается возможность размещения международной компании – скорее всего, это будет американская компания, судя по различным обсуждениям. То есть России в повестке разблокировки коммуникаций нет", – добавил политолог.
По его словам, единственный плюс для России сейчас – то, что стороны перешли от западных посреднических услуг уже в двусторонний формат: ни Брюсселя, ни Вашингтона напрямую в переговорах.
"Россия не может проецировать силу на Южном Кавказе, начиная с 2022 года. И с этим возникли большие проблемы в армяно-российских отношениях после двух агрессий против Армении – в мае 2021 года и в ноябре 2021 года, после широкомасштабной агрессии Азербайджана в сентябре 2022 года, когда Азербайджан оккупировал более 200 квадратных километров. И сейчас, если проедете по границе со стороны Армении, увидите – тот зонтик безопасности, на который она надеялась, отсутствует. На этом фоне началось ухудшение армяно-российских отношений. Сейчас, как вы знаете, основной партнер в области военно-технического сотрудничества для Армении – это Индия. Затем будет Франция и остальные", – отметил эксперт.
***
Территориальный спор между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха длится с конца 1980-х годов. Населенная в основном этническими армянами Нагорно-Карабахская автономная область при поддержке Армении заявила о выходе из Азербайджанской ССР, а в сентябре 1991 года объявила о создании "Нагорно-Карабахской республики".
За период вооруженного конфликта 1988–1994 годов в сепаратистском регионе погибли 30 тысяч человек. Нагорный Карабах и несколько прилегающих к нему районов Азербайджана перешли под фактический контроль вооруженных сил Армении. В результате сотни тысяч человек, в основном этнические азербайджанцы, стали беженцами и вынужденными переселенцами.
"Нагорно-Карабахская республика" официально не признана ни одной из стран ООН, в том числе Арменией. В 1993 году ООН приняла четыре резолюции с требованиями вывода армянских войск из региона Карабаха и признанием территории частью Азербайджана.
После очередного обострения ситуации в конце сентября 2020 года Азербайджан вернул под свой контроль районы вокруг Нагорного Карабаха и взял древний и символически значимый город Шуша (на армянском Шуши). На следующий день после взятия Шуши премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент России Владимир Путин подписали заявление о прекращении огня в Нагорном Карабахе.
По условиям договора, за Арменией и Азербайджаном закреплены территории, на которых находились войска на момент подписания документа. Вдоль линии соприкосновения размещена миротворческая миссия России.
После этого Азербайджан начал блокаду районов Карабаха, населенных этническими армянами: на единственной дороге были установлены блокпосты, которые не пропускали в регион никакие грузы, в том числе продовольствие и гуманитарную помощь. Жители армянских районов Карабаха сообщали о голоде.
19 сентября 2023 года Азербайджан начал "антитеррористическую операцию" в районах Карабаха, населенных этническими армянами: она закончилась капитуляцией властей самопровозглашенной республики. 28 сентября глава непризнанной Нагорно-Карабахской республики Самвел Шахраманян подписал указ о прекращении ее существования с первого января 2024 года и роспуске госучреждений.