Ссылки

Новость часа

"Дочь закопали как животное". Сибирячка отсудила в ЕСПЧ у России 10 тысяч евро за то, что ее ребенка похоронили как неопознанное тело


Жительница Омска Наталья Гончарук отсудила у России в Европейском суде по правам человека 10 тысяч евро. Когда дочь Гончарук покончила с собой, ее тело три недели пролежало в морге и было захоронено как невостребованное, несмотря на то, что в кармане погибшей лежал паспорт. При этом ни полиция, ни другие структуры не разыскивали родных погибшей девушки, а суды в течение шести лет считали, что действия полиции не заслуживают ни расследования, ни наказания.

20-летняя Кристина Гончарук покончила с собой 23 августа 2013 года. Наталья признает, что хватилась девушки не сразу: Кристина и прежде исчезала, не отвечала на звонки, а отношения с матерью у нее были непростые.

Однако когда подруга девушки сообщила Наталье, что Кристина несколько дней не появляется дома, мать обратилась в полицию. Заявление у нее не приняли, сославшись на то, что с момента исчезновения прошло слишком мало времени.

О том, что ее дочь погибла, Наталья узнала лишь через месяц, в конце сентября, через бюро регистрации несчастных случаев. К тому моменту тело Кристины уже похоронили как невостребованное, и Наталье пришлось добиваться его эксгумации и перезахоронения, на что она потратила более 47 тысяч рублей.

"Я уверена, что дочка специально взяла с собой паспорт, чтобы ее быстрее опознали, – подчеркивает Наталья Гончарук. – Найти ее семью – дело пяти минут! В доме, где она жила, находится участковый пункт полиции. Но думаю, следователь даже не приезжал туда. Просто человеку не хотелось заниматься какой-то там самоубийцей".

Гончарук подчеркивает, что люди, которые занимались оформлением тела ее дочери, допустили вопиющую халатность. А к телу умершей при захоронении проявили неуважение.

"Документы были оформлены как попало! В одном месте переврали отчество дочери, в другом напутали с датой смерти, – рассказывает Наталья. – Дочь закопали как животное: голую, замотали в какую-то тряпку. Гроб, где она лежала, был такой плохонький, что развалился, едва его стали доставать. Кто будет стараться для бомжа?!"

Наталья подала еще одно заявление в полицию, требуя возбудить по факту смерти дочери дело по статьям Уголовного кодекса РФ: "Убийство", "Доведение до самоубийства" и "Умышленное причинение тяжкого вреда". Но полиция возбуждать дело отказалась. Дело в отношении полицейских отказался также возбуждать Следственный комитет, а суд встал на его сторону. Там решили, что в действиях полиции и их нежелании расследовать смерть Кристины не было никакой халатности. Когда дело дошло до Верховного суда, тот в мае 2014 года тоже признал законным бездействие сотрудников СК и полиции.

"Человек погибает, на место происшествия выезжают все дежурные службы – милиция, МЧС, Следственный отдел Следственного комитета по Центральному округу. Труп лежит три недели, но проверка по факту доведения до суицида не проводится, а это обязательная процедура, прописанная в Уголовно-процессуальном кодексе: опрос свидетелей, родственников, знакомых, – подчеркивает в связи с делом Кристины Борис Ирлицин, который представлял интересы Гончарук в судах. – Дело передают от одного следователя к другому – их четыре сменилось. В материалах дела неправильные даты, неправильное отчество".

"Сотрудница морга восемь раз звонит в Следственный комитет, требует найти родственников покойной. И никакой реакции – человека закапывают как бродягу, а потом говорят: ну так получилось", – подчеркивает он.

Не добившись справедливости в России, Гончарук подала иск в ЕСПЧ, требуя 70 тысяч евро морального ущерба. На процессе в Страсбурге замминистра юстиции, уполномоченный России при ЕСПЧ Михаил Гальперин заявил, что в России законодатель "непосредственно не возлагает на государственные организации функций по розыску родственников умерших лиц и обязанности уведомлять родственников об обнаружении тела их близкого". Но Европейский суд не согласился с этим доводом и признал, что российские власти нарушили право Натальи Гончарук на уважение личной и семейной жизни. Женщине присудили 10 тысяч евро морального ущерба и 510 евро – материального.

Полный текст истории Натальи Гончарук можно прочитать на сайте Сибирь.Реалии

XS
SM
MD
LG