Ссылки

Новость часа

"В Старом Крыму хранились в том числе боеприпасы больших калибров – 122, 152 мм". Военный, служивший в Крыму, – о взрывах на военном складе


Взрывы и пожар на военном полигоне возле Старого Крыма 19 июля 2023 года
Взрывы и пожар на военном полигоне возле Старого Крыма 19 июля 2023 года

На аннексированном полуострове возле города Старый Крым прямо сейчас горит и взрывается склад боеприпасов.

По информации канала "Крымский ветер", в склад боеприпасов, который расположен на полигоне возле Старого Крыма на востоке полуострова, было три "прилета" – попадания ракет или беспилотников. Российские военные перекрыли дороги в районе склада, в том числе трассу "Таврида", которая соединяет Керчь, Симферополь и Севастополь. Власти объявили об эвакуации жителей четырех населенных пунктов, прилегающих к складу – это более двух тысяч человек.

О версиях взрыва на складе боеприпасов в аннексированном Крыму Настоящему Времени рассказал украинский военный эксперт, полковник запаса ВСУ Владислав Селезнев: он сам служил в Крыму и непосредственно на горящем складе.

Военный эксперт – о взрывах на складе боеприпасов в аннексированном Крыму
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:45 0:00

Вы родом из Крыма. Можете объяснить, что это за склад рядом со Старым Крымом? Это склад, который там находился еще до аннексии в 2014 году?

– Я думаю, намного важнее тот факт, что я до начала войны в 2014 году проходил службу в Крыму и, соответственно, выполнял задачи на разных военных объектах, в том числе и на Старокрымском полигоне.

Да, этот полигон имеет достаточно длительную историю и склады с боеприпасами находились там еще с довоенных времен. Я не готов говорить про номенклатуру вооружения и боеприпасов, которые сейчас детонируют на Старокрымском полигоне. Вероятно, за эти девять лет россияне завезли свое оборудование, боеприпасы и свою технику. Но то, что детонирует это весьма бодро, и видео, которое выставляет ресурс "Крымский ветер", я могу верифицировать как снятое именно на Старокрымском полигоне, – это очевидно.

Также очевидно, что нет безопасных мест на территории Крыма. Владимир Зеленский, президент Украины, обращаясь к крымчанам, всегда говорит: "Держитесь дальше от военных объектов, где может находиться противник, потому как это смертельно опасно". Сейчас мы видим четкое подтверждение слов президента Владимира Зеленского. Детонация масштабная, она продолжается уже несколько часов. А с учетом того, что по крайней мере в довоенный период времени на складах в Старом Крыму хранились в том числе боеприпасы больших калибров – 122, 152 мм – то если они детонируют, то потушить в короткое время эту детонацию будет крайне сложно.

Сколько часов это может продолжаться?

– Достаточно долгое время. Дело в том, что склады находятся рядом, но так как обваловка не всегда спасает от взрывающихся и летящих на сотни метров частей боеприпасов, то, соответственно, поджог иных штабелей с боеприпасами вполне вероятен, как мы это видим. На видео слышны как одиночные взрывы вторичной детонации, так и массированные подрывы. Очевидно, что это может продолжаться либо до момента, пока все эти склады полностью не выгорят, либо в работу могут включиться соответствующие спасательные и пожарные команды. Хотя в таких условиях, когда летят осколки крупнокалиберных снарядов, спасателям работать крайне сложно. Поэтому, скорее всего, будет избрана тактика ожидания, пока все не выгорит на этих складах, а затем уже будут смотреть, что осталось, кто выжил, кто не выжил. Кстати, есть информация, которая требует подтверждения, мол, среди военного персонала этого полигона есть погибшие и раненые.

Здесь интересно, что до этого полигона от линии фронта, по нашим подсчетам, около 270 километров. Как сейчас украинские военные осуществляют эти операции по подрыву складов на таком удалении от линии фронта?

– Дело в том, что версий подрыва этого склада с боеприпасами может быть несколько. Хотя гауляйтер Аксенов заявляет просто о том, что случился пожар, мы должны с вами детализировать: а что стало причиной этого пожара? Либо это был прилет Storm Shadow – местные жители говорят, что было как минимум три взрыва перед началом вторичной детонации, либо же это прилетели неизвестные добрые БПЛА – ударные дроны-камикадзе, либо, возможно, отработали украинские крымские партизаны, которые весьма внимательно следят за перемещением российских оккупационных войск железнодорожными и автомобильными дорогами Крыма. Возможно, что это была диверсия, направленная на ликвидацию этого склада с боеприпасами.

Вы упомянули Storm Shadow. То есть сейчас технически возможно на такое расстояние поражать ракетами с территории, которую контролирует Украина?

– Буквально на минувшей неделе мы получили информацию о том, что порядка 50 ракет типа SCALP, а это аналог Storm Shadow, нам передает правительство Франции. Я не готов говорить о тактико-технических характеристиках SCALP, потому как есть разные его версии: и те, что способны преодолевать расстояния до 250 километров, а есть и топовые версии, которые способны преодолевать расстояние до 500 километров. Вариант применения такого боеприпаса я исключать бы не стал. В любом случае мы узнаем, когда придет время.

А пока можем просто посмотреть на ту самую прекрасную картинку, которая, кстати, создает определенные сложности для движения легкового автомобильного транспорта по трассе "Таврида". Дело в том, что маршрут "Тавриды" проходит прямо по старой дороге, которая и вела впритык к тому самому Старокрымскому полигону. Очевидно, что в таких условиях вторичная детонация и разлет осколков создают проблемы для перемещения автомобилей, военных и гражданских.

Кстати, я обратил внимание, что на Google Картах уже в красный цвет окрашена та часть "Тавриды", которая непосредственно прилегает к Старокрымскому полигону. Но при этом нужно понимать, что существует еще старая феодосийская трасса. Она действует, она находится на достаточно безопасном удалении от складов в Старом Крыму, соответственно, я думаю, что в настоящее время именно ее используют крымские автомобилисты для перемещения.

Интересно, что телеграм-каналы сейчас пишут о том, что взрывы длятся более двух часов в районе этого полигона. "Таврида" – это та трасса, которую российские власти построили после аннексии полуострова, это та трасса, которая, условно, соединяет Севастополь и Крымский мост?

– Да, особенностью этой трассы является то, что она достаточно скоростная, она проложена в обход крупных населенных пунктов, поэтому трафик она способна поддерживать достаточно высокий. Потому как старая феодосийская – она же керченская – трасса проходила через горный массив: огромное количество перевалов, крутых поворотов, и она достаточно узкая для перемещения, особенно большегрузных автомобилей. Трасса же "Таврида" позволяет перемещаться огромному потоку автомобилей, в том числе грузовых. Соответственно, строилась она в свое время с расчетом на обеспечение стабильной логистики российской группировки войск, которая действует на территории временно оккупированного Крыма и Севастополя.

Но так сложилось, что часть этого маршрута проходит вдоль складов в районе Старого Крыма – это восточная часть Крыма, недалеко от Феодосии. На карте несложно найти те самые населенные пункты – их четыре – откуда проводится в настоящее время эвакуация гражданского населения. Также очевидно, что вражеских объектов на территории Крыма достаточно много. Независимые журналисты-расследователи обнаружили как минимум 232 объекта такого рода. В принципе они готовы говорить о том, что в Крыму их может быть до полутысячи. Соответственно, все эти объекты являются законными целями для украинских сил обороны. И в той или иной степени, я думаю, со временем по ним будет нанесено либо артиллерийское, либо ракетное, либо авиационное поражение. Ведь враг должен четко понимать, что он находится в Крыму, а значит, на чужой земле, потому как Крым – это Украина.

Учитывая перекрытие этой трассы, получается, что когда эти боеприпасы сейчас детонируют на этом складе, они могут поражать в том числе людей, которые находятся рядом?

– Безусловно. Снаряды там хранились в том числе и больших калибров. Соответственно, разлет осколков может достигать не просто сотен метров, но и даже километров. Соответственно, для того чтобы не находиться в зоне поражения, лучше всего, конечно, принять предложение местной оккупационной власти и удалиться в более безопасные районы. Как минимум на сутки реализуют эту программу эвакуации, размещают местных жителей в школах более крупных населенных пунктов на сравнительно безопасном удалении от места взрывов. Но очевидно, что тут вопрос сохранения жизни и здоровья гражданского населения является крайне важным. В соответствии с Женевской конвенцией, именно оккупационная власть несет ответственность за сохранение жизни и здоровья местных жителей.

XS
SM
MD
LG