Ссылки

Новость часа

Байба Браже, помощник генсека НАТО: "За год мы увидели, что Россия – больше не могущественная страна"


"Поддерживать Украину до конца, сколько это возможно". Интервью Байбы Браже, помощницы генсека НАТО
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:14:07 0:00

"Поддерживать Украину до конца, сколько это возможно". Интервью Байбы Браже, помощницы генсека НАТО

Байба Браже, помощник генерального секретаря НАТО по общественной дипломатии, в интервью Настоящему Времени рассказала о "большом фейле Путина", которым она назвала решение Кремля вторгнуться в Украину. "10 тысяч людей потеряны. За этот год мы увидели, что Россия не могущественная страна в военном и политическом смысле. И мы увидели очень большие изменения в НАТО: что это огромная сила. Это все сделал господин Путин с этим своим большим фейлом, со своим замыслом вторгнуться в Украину", – заметила она.

– Уже почти год идет полномасштабная война в Украине. Как за этот год, с 24 февраля 2022 года, изменился мир?

– Мир изменился, конечно, не в лучшую сторону. Агрессия России, вторжение в Украину показали не только то, что надо избавиться от иллюзий в отношении России, потому что наши наихудшие представления о ней исполнились.

Но в то же время мы видим и позитивную сторону: что Украина защищает себя, что есть международная солидарность. Украина получает помощь, военную и невоенную. Мы видим огромную солидарность наших сообществ, наших людей везде в мире. Я думаю, что Россия никогда не думала, что такое произойдет. Россия думала, что возьмет Киев за три дня и что Зеленский будет где-то... не знаю где. И что все это быстренько закончится. Но такие стратегические цели Путина не были выполнены.

Вторая стадия войны – массивные атаки в Донбассе – тоже не осуществилась. Сейчас мы видим следующую стадию, когда Россия пытается с мобилизованными, разными "вагнеровцами" и так далее завоевать очень маленькие территории, буквально метры: это происходит в течение шести месяцев у Бахмута, возле Бахмута.

10 тысяч людей уже потеряны, даже больше. По-моему, за этот год мы увидели, что Россия – больше не могущественная в военном и политическом плане страна. И мы увидели очень большие изменения в НАТО, что такое наша коллективная защита, увидели все мероприятия, которые проводятся для защиты наших союзников, которые выполняются буквально каждый день. Новые силы, новые мероприятия, готовность наших военных и так далее. Это такая огромная сила! Также мы увидели новые государства, которые хотят вступить в НАТО. Мы видим, что и Финляндия, и Швеция, которые были военно-нейтральными, сейчас заявили, что они хотят вступить в НАТО.

Это все сделал господин Путин со своим этим большим фейлом, со своим замыслом вторгнуться в Украину.

Что будет завтра-послезавтра, мы не знаем. Но знаем, что у Украины есть воля, чтобы себя защищать в соответствии с Уставом ООН. И международные государства, международные сообщества вполне поддерживают Украину в этой войне.

– С одной стороны, мы видим государства, которые четко осудили агрессию России. Но, с другой стороны, есть государства, которые помогают России воевать, в том числе поставляют ей дроны. Возможен ли масштабный раскол международного сообщества по этому вопросу?

– Я сейчас такого не вижу. И то, что мы видим из НАТО, что есть огромная международная солидарность. Она видна на разных уровнях. Вот мы видим то, что происходит в ООН, и генеральный секретарь ООН господин Гутерриш очень ясно заявил, что это агрессия. Это агрессия России против Украины, и именно российские солдаты находятся на территории Украины, а не украинцы – на российской территории. Мы видим государства ООН, которые выступают с политической поддержкой Киева, видим государства всего мира, которые помогают Украине с гуманитарной или финансовой помощью. И есть большое количество государств, которые помогают Украине с военной помощью.

– Вы не раз говорили в интервью, что НАТО в этой войне не участвует, но в то же время некоторые страны участницы НАТО помогают Украине в том числе оружием. Так воюет НАТО, как об этом говорит Путин? Или нет?

– НАТО не воюет. У НАТО самая главная функция, ее основная цель – защита территории и людей в странах НАТО. И это – в основе самого существования НАТО. Это альянс, коллективная защита, которая основана на основе Устава ООН. 51-я статья говорит, что все государства осуществляют свою защиту индивидуально или коллективно.

И вот государства НАТО решили, что есть альянс, который будет осуществлять коллективную защиту, если будет осуществляться агрессия против одного или больше государств НАТО. И вот это – самая главная цель. Сейчас не было никакой агрессии против НАТО, и мы не воюем ни в Украине, ни в каком-то другом месте.

Но в то же время Украина себя защищает. Украина себя защищает на основе той самой статьи ООН – 51-й. И эта самозащита, конечно, очень важна для всех государств, для всех людей, поскольку это – одна из основ международного права. И это основа всего мира – уважение границ между государствами. Военная агрессия запрещена и так далее. И поэтому все государства, которые помогают Украине, оказывая ей военную или невоенную помощь, не становятся частью этой войны. Это не значит, что они воюют.

С точки зрения международного права, конечно, все эти государства находятся на правильной стороне. И Путин может говорить и лгать, как хочет, своему народу или другим – это не меняет эту ситуацию.

– На днях президент Украины Владимир Зеленский посетил Париж, Лондон и Брюссель. О чем с ним договорились, о каких поставках вооружения? И я, наверное, конкретизирую вопрос: будут ли самолеты-истребители и дальнобойные ракеты?

– Я думаю, было довольно много написано и слышали в медиа, что сейчас будут поставлять и танки, и другую разную и военную помощь, и невоенную помощь, то, что нужно Украине, чтобы у нее не только была воля воевать, но и возможность себя защищать. И будет новый элемент – будут проходить тренировки украинских пилотов на разных других самолетах, которых у Украины нет. Это не значит, что есть решения, по-моему, я еще не видела, что есть решение поставлять самолеты, предоставлять самолеты. Но украинские пилоты будут обучаться на этих самолетах.

И это – одно из больших изменений, которое произошло. Украинские солдаты, украинские военные сейчас действительно тренируются, чтобы быть оснащенными по стандартам самого высшего уровня, поскольку экипировка поменялась. Чтобы они смогли действительно использовать все эти новые поставки.

– Вы уже коснулись вопроса расширения НАТО. Швеция и Финляндия, ждут утверждения их участия в Альянсе от всех стран-участниц, и мы видим с этим определенные трудности. Ожидается ли, что решение о вступлении Швеции и Финляндии в НАТО будет принято до саммита в Вильнюсе, который пройдет в июле? Или все-таки возможен такой сценарий, что в НАТО примут только одну из этих стран?

– Знаете, это спекуляции. Я не буду спекулировать: как и что будет происходить, если будет происходить. Факты таковы, что 28 государств из 30 уже ратифицировали это вступление и это самый быстрый процесс расширения НАТО, который до сих пор происходил.

Осталась Венгрия, и осталась Турция. Мы ждем, что буквально скоро этот процесс будет завершен. Конечно, есть трехсторонний договор между Швецией, Финляндией и Турцией о конкретных мероприятиях, которые должны осуществляться, чтобы интересы Турции тоже были бы обеспечены. Этот трехсторонний договор – не натовский договор, так что эти переговоры не происходят в НАТО, это внешний элемент, но, конечно, результат для НАТО очень важен. И конечно, мы думаем, что пора закончить этот процесс, чтобы Финляндия и Швеция стали членами НАТО. И это будет хорошо – ​и для стабильности всей евроатлантической зоны, и для балтийского региона, и для всего мира.

– В прошлом интервью Настоящему Времени вы сказали, что эту войну может завершить лишь один человек – Владимир Путин. Сам Путин назвал свою миссию в Украине "возвращением российских земель" и сравнил себя с Петром I. Когда и как НАТО видит окончание этой войны?

– Чтобы быть точными в нюансах – не один человек. Но один человек действительно может хоть завтра эту войну закончить, и это действительно господин Путин.

Не будем спекулировать. Самое главное, что сделал Путин, – показал, что Россия – государство не такое уж и могучее, не такое уж и сильное. Экономика России падает. Люди – тысячи, десять тысячи, сто тысяч и более – из России бегут. И почему-то никто не переезжает в Россию жить, такого процесса не видно.

И Швеция, и Финляндия вступают в НАТО. Все государства объединились, весь мир видит, что и российская военная техника – не такая уж хорошая, и тех, кто хочет ее приобрести, особенно не видно. Альянс, который у России: какое-то сотрудничество с Ираном, с Северной Кореей – это прекрасные, действительно, партнеры для России.

Самое главное наше отношение в НАТО – поддерживать Украину до конца, сколько это возможно, сколько надо, чтобы привести к ситуации, чтобы, когда начнутся мирные переговоры, у Украины были самые сильные позиции. И чтобы этот год был в цветах украинской победы.

XS
SM
MD
LG