Ссылки

Новость часа

"Пашиняну некуда деваться". Почему премьер Армении заявил, что готов признать Карабах частью Азербайджана


Парламент самопровозглашенной "Нагорно-Карабахской республики" осудил заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о готовности признать Карабах частью Азербайджана.

Ранее Пашинян заявил об интенсивных переговорах о мирном договоре с Азербайджаном. И международное сообщество, по словам Пашиняна, склоняется к формуле, что стороны должны безоговорочно признать территориальную целостность друг друга. При этом премьер-министр Армении уточнил: власти Азербайджана должны дать гарантии, что будут соблюдать права армянского населения.

В ответ на эти заявления парламент самопровозглашенной "Нагорно-Карабахской республики" собрался на экстренное заседание. Депутаты обвинили премьер-министра Армении в том, что он грубо нарушает положения армянского законодательства относительно статуса Нагорного Карабаха. В частности, еще в 1992 году Верховный Совет Армении постановил, что любой международный или внутригосударственный документ, в котором Карабах будет указан в составе Азербайджана, считается неприемлемым для Республики Армения.

Директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос объяснил в эфире Настоящего Времени, почему Ереван решил признать Карабах частью Азербайджана и как это связано с поддержкой России.

Почему премьер-министр Армении заявил, что готов признать Карабах частью Азербайджана, и как это отразится на его рейтинге
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:18 0:00

– Пашинян впервые говорит, что Армения готова признать Карабах Азербайджаном. С оговорками к Азербайджану, но тем не менее говорит. Наблюдая со стороны, можно ли сказать, что это тектонический сдвиг в вопросе армяно-азербайджанских отношений?

Необходимо будет решать вопрос о презентации интересов армян в азербайджанском обществе

– Это не первое заявление Пашиняна на эту тему. Более того, Пашинян в свое время объяснял свое поведение и свои высказывания тем, что эти решения были зафиксированы ранее – еще в так называемых Минских соглашениях. И Пашиняну некуда деваться, он вынужден их выполнять. Поэтому тут вопрос заключается в том, насколько быстро будет достигнуто соглашение между Арменией и Азербайджаном по этому поводу.

И второй вопрос, не менее важный: как будет разрешена судьба сепаратистского образования в Нагорном Карабахе? Потому что, как вы понимаете, Азербайджан не признает это сепаратистское образование как политический субъект и необходимо будет решать вопрос о презентации интересов армян в азербайджанском обществе. Но какой формат – это уже вопросы, которые пока не обсуждаются.

– То есть это то, что упоминает Пашинян, что Азербайджан должен будет учитывать интересы и защищать армянское население?

– Да, это верно. Но, опять-таки, мы слышали заявление так называемой Республики Арцах. И очевидно, что они категорически против такого сценария развития событий. Они не готовы вести переговоры с Азербайджаном, а Азербайджан, в свою очередь, не готов вести переговоры с руководством этого сепаратистского образования.

Соответственно, необходимо найти другую формулу, которая обеспечит права. Это, возможно, местное самоуправление, возможно, в дальнейшем выборы на уровне местного самоуправления. Но эти выборы могут состояться только в условиях, если будут возвращены все беженцы, в том числе азербайджанские, на непосредственно ту территорию, которую контролируют сейчас так называемые российские миротворцы и незаконные вооруженные формирования самопровозглашенной республики.

– Насколько я понимаю, для Пашиняна это, условно, удар по рейтингу, потому что мысли, которые он произносит, должны быть в Армении непопулярны?

Пашинян единственный может говорить эту горькую правду армянам

– Но других вариантов у него нет. Кто-то должен говорить горькую правду. И Пашинян имеет максимальный рейтинг в Армении по сравнению с другими политиками, которые обанкротились еще раньше. Собственно, он единственный может говорить эту горькую правду армянам. В конечном итоге вопрос Карабаха в значительной степени усложнил жизнь Армении в течение длительного времени, создав, по сути, тупиковую ситуацию для ее развития. И в конечном итоге для значительной части армянского населения решение проблемы Карабаха может означать действительно выход из этой стагнации, которая существует уже порядка 30 лет.

– Все-таки эти заявления вызваны этой стагнацией или чем-то другим?

Ни Россия, ни другие государства не готовы защищать Армению даже в границах Советского Союза

– Они вызваны поражением Армении во второй карабахской войне. Других вариантов нет. И нет сил для того, чтобы вернуть ситуацию назад. Точно так же, как мы понимаем, заявление Пашиняна в связи с ОДКБ связано с тем, что ни Россия, ни какие другие государства не готовы защищать Армению даже в границах Советского Союза, то есть в административных границах советского времени. Я помню, как Пашинян реагировал на то, когда страны ОДКБ приветствовали Азербайджан после победы во второй карабахской войне. Вот вам классический пример и очевидность, почему для Пашиняна вариант ОДКБ тоже не работает.

– Пашинян впервые говорит о том, что Армения готова выйти из ОДКБ. Можем ли мы предполагать, что переговоры о своей безопасности теперь Ереван ведет не только с Москвой, но и, например, с Вашингтоном?

– Есть еще много сигналов о том, что они ведут переговоры с Францией и Франция достаточно активно пытается участвовать в переговорном процессе. Есть разные сигналы о том, что Франция готова поставлять вооружение Армении и так далее. Конечно же, не только с Москвой.

Пашинян не может представить поражения России, потому что это будет крах для Армении

Но я хочу напомнить еще одну фразу Пашиняна недавнюю после его возвращения из Москвы, когда он рассказывал о том, что он не может себе представить поражения России, потому что это будет крах для Армении. Он посылает разные многовекторные сигналы, и совершенно непонятно, что он думает на самом деле.

– Поражение России как крах для Армении – это в контексте российско-украинской войны?

– Да, абсолютно верно. Но, мне кажется, они все пытаются каким-то образом себя позиционировать. И сама история о том, что эта тема вдруг всплыла неожиданно после возвращения из Москвы, как минимум свидетельствует о том, что эта тема обсуждалась во время этой встречи 9 мая.

– Может ли Пашинян в этом контексте, если он даже допускает сразу поражение России, искать другие способы обеспечения безопасности Армении? Может ли он вести переговоры о покупке оружия, например, в НАТО?

– Это один из форматов, о которых мы сейчас с вами говорим: возможности использования вооружения стран НАТО, в том числе Франции. Эти ограничения действительно существуют. Но выйти из ОДКБ – это означает громко хлопнуть дверью. И тогда как минимум вопросы возникают с российскими военными базами, и массой других вещей, и с присутствием российских так называемых миротворцев в Нагорном Карабахе. А они, я напомню, должны уйти из Карабаха в 2025 году, если Азербайджан не продлит их пребывание.

Не менее важно заключить соглашение с Азербайджаном и Турцией, потому что именно эти две страны могут гарантировать Армении настоящую безопасность.

– Как вы думаете, можно ли сказать, что Россия Владимира Путина потеряла Армению?

– Она теряет Армению. Это, наверное, такое продолжение в настоящее время. Это вопрос слабости России, которую все ощущают, и в этой ситуации все ищут новые патроны для обеспечения своей безопасности.

Территориальный спор между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха длится с конца 1980-х годов. Населенная в основном этническими армянами Нагорно-Карабахская автономная область при поддержке Армении заявила о выходе из Азербайджанской ССР, а в сентябре 1991 года объявила о создании "Нагорно-Карабахской республики".

За период вооруженного конфликта 1988–1994 годов в сепаратистском регионе погибли 30 тысяч человек. Нагорный Карабах и несколько прилегающих к нему районов Азербайджана перешли под фактический контроль Вооруженных сил Армении. В результате сотни тысяч человек, в основном этнические азербайджанцы, стали беженцами и вынужденными переселенцами.

После очередного обострения ситуации в конце сентября 2020 года Азербайджан вернул под свой контроль районы вокруг Нагорного Карабаха и взял древний и символически значимый город Шуша (на армянском Шуши). На следующий день после взятия Шуши премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент России Владимир Путин подписали мирное соглашение о прекращении войны в регионе.

По условиям договора, за Арменией и Азербайджаном закреплены территории, на которых находились войска на момент подписания документа. Вдоль линии соприкосновения размещена миротворческая миссия России.

XS
SM
MD
LG