Ссылки

Новость часа

Почему "ОВД-Инфо" заблокировали решением Луховицкого суда и как оповестили об этом. Рассказывает адвокат проекта


Протест в Санкт-Петербурге, 21 апреля 2021 года
Протест в Санкт-Петербурге, 21 апреля 2021 года

Проект "ОВД-Инфо", который признан российскими властями "иноагентом", сообщил о блокировке своего сайта Роскомнадзором. Такое решение принял Луховицкий районный суд Москвы.

Участники проекта сообщают, что 13 декабря они получили письмо без адресата с требованием уже на следующий день посетить Луховицкую прокуратуру. Суд постановил, что деятельность организации направлена на "пропаганду терроризма и экстремизма". Также Роскомнадзор постановил удалить все аккаунты в соцсетях "ОВД-Инфо".

"ОВД-Инфо" – правозащитный проект, который занимался помощью задержанным на митингах в России. Кроме правозащитной деятельности "ОВД-Инфо" занимался и подсчетом задержанных, публиковал новости о митингах и уголовных и административных делах после них и рассказывал о превышении полномочий полицией. Именно на его оценку количества задержанных на митингах ориентировались все СМИ в последние годы: МВД, как правило, достоверных цифр о задержаниях не сообщало.

Адвокат "ОВД-Инфо" Анастасия Саморукова рассказала Настоящему Времени, что удалось выяснить в суде о блокировках.

Адвокат "ОВД-Инфо" о блокировке проекта
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:07 0:00

— Я так понимаю, сайт "ОВД-Инфо" заблокирован только на территории России, потому что, например, в Украине он открывается.

— Я надеюсь, что требование российского регулятора не может распространяться на другие страны. Пока их суверенитет, несмотря на ультиматумы Российской Федерации, еще никто не отменял.

— В России как-то можно обходить эту блокировку?

— Я думаю, что VPN позволяет делать такие вещи.

— Вам и коллегам удалось выяснить, почему сайт заблокирован и какие ваши материалы вдруг оказались запрещенными?

— В том-то и дело, это совершенно странная история. Нет, я приезжала в прокуратуру в прекрасный город Луховицы, который находится в трех с половиной часах езды от Москвы. Почему прокуроры Луховиц обеспокоились деятельностью "ОВД-Инфо", я не знаю, можно только предполагать. Тем не менее я туда приезжала, но они категорически отказались давать хоть какую-то информацию о том, что, собственно, их не устраивает, какие конкретно публикации их не устраивают и что не устраивает конкретно в этих публикациях. Также они не указали, к какому лицу они обращаются, – они не указали ни организацию, ни общественное объединение, не указали вообще ничего в своем уведомлении, и это было странно.

Я приехала для того, чтобы вообще узнать, о чем речь, но так и не узнала. Зато на следующий день после моего визита к открытию суда – у нас суд открывается в девять – соответственно, в девять с чем-то иск уже был зарегистрирован от прокуратуры. Соответственно, накануне, когда я у них была, иск уже был готов, поэтому мое появление там было никому совершенно не нужно. Честно говоря, оно и вызвало то удивление. Когда меня увидел заместитель прокурора города Луховицы, пошел советоваться со своим руководителем, прокурором города, и вот они вдвоем о чем-то договаривались. Потом со мной вместе разговаривали, но все, что они мне говорили, сводилось только к тому, что они мне никакой информации не дадут.

— А вы можете предположить, с чем, по вашему мнению, может быть связано решение заблокировать сайт "ОВД-Инфо"? Какая там информация может быть запрещенной?

— Во-первых, я давно знаю "ОВД-Инфо", отношусь к ним с большим уважением, и предполагать, что в их материалах может быть что-то, оправдывающее терроризм, экстремизм или что там указал регулятор в своих пояснениях, я не могу. Это невозможно.

В России сейчас появилась новая проблема ко всем остальным до кучи, об этом, кстати, мне говорили несколько раз сами прокуроры, которые тоже не вполне это понимают, – непонятна мера должного поведения. Ты можешь сделать то, что никоим образом совершенно никогда не являлось предосудительным или наказуемым в рамках того или иного судопроизводства, но потом внезапно оказывается, что это то самое, оказывается, что делать этого нельзя. Догадаться или угадать это ты просто не можешь.

Поэтому давайте я сейчас не буду строить никаких предположений – это было бы совершенно бессмысленно. Угадать, что сочинила Луховицкая прокуратура, мы не сможем совсем никак.

— Вы можете разъяснить слова в заявлении создателя "ОВД-Инфо" Григория Охотина: "Из заявления Роскомнадзора следует, что наш сайт внесен в реестр сайтов запрещенной информации, хотя сейчас его там нет". Что это значит?

— Это может быть просто некое расхождение между двумя структурами или двумя подразделениями, когда одно вносит в один реестр, другое – в другой, просто еще не успели, не отразили, не увидели. А может и не значить вообще ничего.

— А вы понимаете, почему решение принимал суд в Луховицах?

— У меня есть решение, но, наверное, оно покажется вам смешным. По какой-то причине, вероятно, было принято решение прокуратурой сделать это максимально быстро. Но для того, чтобы создать видимость хоть какой-то добросовестности, нужно было отправить кому-то уведомление. Вот они его кому-то отправили, даже не ожидая, что оно будет прочитано и будет получено и что на него будет какая-то реакция, а сроки были очень короткие. Мы получили это уведомление на общий адрес "ОВД-Инфо". Шансы, что его не увидят, были довольно большие. Вы же понимаете, это не адрес руководителя – это общий адрес "ОВД-Инфо". Вы понимаете, что такое – посылать на электронный адрес с именем info. Туда падает вообще все, включая весь [спам]. Куда это попадет – непонятно.

Они прислали это во второй половине 13-го числа, нас пригласили на 10 утра на следующий день, то есть на 14-е [число]. Надо понимать, что до Луховиц ехать примерно три с половиной часа по очень плохой дороге. С учетом погодных условий это совсем тяжело. Если бы они отправили это в какой-то город Новосибирск, в Новосибирскую прокуратуру, было бы очевидно, что это профанация и злоупотребление, потому что до Новосибирска ты никак не долетишь, а до Луховиц ты в принципе доехать-то можешь, просто это очень трудно, и есть надежда, что никто не поедет. И тогда прокуратура скажет: "Мы сделали все что могли. Уведомили – никто не явился".

XS
SM
MD
LG